Поиск по сайту
ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ КРАЕВАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. А.С. ПУШКИНА
В портфель библиотекаря:Продвижение книги с помощью диалоговых форм работы: организация и проведение обсуждений и конференций
Письменная консультация 
Уважаемые коллеги! 

Вспомните слова Н.А. Рубакина о том, что книга делает свое дело не тогда, когда стоит на полке. Задача библиотекарей в том, чтобы она там не стояла, а была в обращении. Это зависит от вас. Умение постоянно и планомерно знакомить с книгами по различным отраслям знания читающую и не читающую публику планомерно, упорно и по всем направлениям – это своего рода практическое искусство. 
Так будем же в нем совершенствоваться! Предлагаю вам (не только возглавляющим библиотеки, но каждому библиотечному работника) внимательно ознакомиться с консультацией. 
Обсуждения и конференции - формы диалоговой работы, позволяющие знакомить читателей с литературой при их непосредственном активном участии. Как и многие другие формы библиотечной работы, обсуждения и конференции способствуют продвижению чтения. Т.к. при подготовке обсуждения и конференции библиотекари обращаются к другим формам и приемам продвижения книги, рассматриваемые диалоговые формы следует считать комплексными мероприятиями. 
Библиотекарь и читатели активно включаются в общение, когда существуют обстоятельства, обусловливающие взаимную потребность и интерес к совместной деятельности. Этот принцип важно учитывать в массовой работе. Другой не менее важный принцип – это принцип информационного взаимообогащения. 
Библиотекарь призван сделать все возможное, чтобы стать для читателей источником интересной и важной информации. При этом должны быть созданы условия, располагающие читателей к разговору, открытому, откровенному. Следует уважительно относиться к мнению читателей. Время прямых поучений, диктата, назидательного руководства чтением отошло в прошлое. 
  Обсуждение книги (статьи) 
Обсуждение книги (статьи) – это коллективный анализ и оценка произведений художественной и отраслевой литературы группой читателей совместно с библиотекарями, авторами, критиками, представителями редакций журналов, издательств. 
Обсуждение способствует возбуждению читательской активности, выработке умений и навыков критического мышления, самостоятельности в работе над книгой, формированию эстетических взглядов и вкусов. 
Коллеги из Усть-Донецкой библиотеки (г. Усть-Донецк) (ustlib.ru›) и коллеги из Сернурской ЦБС (пос. СернурМарий Эл) (novichokprosto-biblioblog.blogspot.it›_определяют обсуждение книг как массовое мероприятие, которое носит дискуссионный характер. 
Обсуждения книг практикуются в литературных гостиных, клубах по интересам, студенческих группах, классах. Обсуждение книг, как правило, готовится заранее, но может начаться и спонтанно. Библиотекарь руководит обсуждением, готовит вопросы. 
На обсуждение приглашается не более 15 - 20 человек (взрослых или детей). С большим количеством будет сложно работать, т.к. невозможно всех вовлечь в обсуждение. На обсуждениях книг детьми могут присутствовать также родители, учителя, воспитатели. 
 Обсуждение книги (при наличии некоторых ньюансов) бывает частью читательской конференции. Отдельные, остро поставленные вопросы приводят к перерастанию обсуждения в диспут. 
Библиотекарь, ведущий разговор с о книге с читателями - детьми, должен избегать собственных оценок с позиции взрослого человека. Если есть необходимость, в конце мероприятия библиотекарь корректирует неверные высказывания читателей, дает коллективную оценку книге. 
Интересная перспектива для библиотек – обсуждение книг и статей на страницах Интернет в форумах и блогах. 
Обсуждение помогает научить читателей (особенно детей и юношество) осмысленному чтению, культуре чтения в целом, выработке умения критически мыслить, самостоятельно работать с книгой, толерантному отношению к оппонентам. 
Коллеги из Украины на подготовку обсуждения литературного произведения отводят 2 - 3 месяца, во время которого библиотекарь обеспечивает аудиторию достаточным количеством экземпляров книг, которая планируется к обсуждению, определяет проблемные вопросы. (См.: Опыт библиотеки Зоря-Машпроект, Украина, г. Николаев, ул. Васляева 1, тел.: +38(0512)50-90, lib-zm.ru›library_work…obsuzhdeniya-konferencii)
Коллеги из Чувашии считают, что при работе с детьми процесс обсуждения должен проходить в 3 этапа: 
1. Подготовительный этап предполагает выбор произведения (художественного, документального, отраслевого - напечатанного в периодическом издании или изданного отдельной книгой, тему обсуждения). При выборе художественного произведения следует обращать внимание на такие произведения, чья нравственная и эстетическая ценность образуют гармонию и целостное единство. В то же время следует учитывать и читательские запросы, и интересы, отзывы литературной критики. Не исключено, что для обсуждения может быть выбрано «модное», но малохудожественное по своей сути литературное произведение массовой культуры. В этом случае в процессе обсуждения следует показать читателям на конкретном литературном материале как благодаря своему внешне эффектному сюжетному повороту, особому конъюнктурному приему, «жизненному» изложению книга становится бестселлером. 
2. Сбор и аналитико-синтетическая обработка необходимой информации (литературных фактов, мнений литературоведов и критиков, оригинальных прочтений и читательских оценок и т.п.) Руководитель обсуждения придумывает основную линию, тезисы, составляет план проведения: как ввести читателей в литературную проблему, каков будет первый заданный вопрос, перечень и последовательность вопросов, вероятные ответы детей. Кроме этого, руководитель определяет пространственно-временные рамки проведения мероприятия, обосновывает своё место и обязанности. 
3. Непосредственное обсуждение 
Ведущий должен умело ввести участников мероприятия в суть проблемы, формулировать и ставить вопросы перед аудиторией, анализировать и уточнять ответы выступающих, организовывать обмен мнениями, постоянно активизировать ход дискуссии, побуждая к выступлениям всех слушателей, дисциплинировать аудиторию, резюмировать сказанное, оценивать результат обсуждения. 
Эффективность обсуждения во многом зависит именно от действий руководителя. Чтобы обсуждение литературного произведения было активным, количество участников не должно превышать 25-30 человек (идеальное число 12 человек). 
Ведущий создаёт оптимальные, комфортные условия для взаимодействия читательских мнений. Очень важно, чтобы каждый участник обсуждения чувствовал атмосферу полной безопасности и свободно высказывал собственное мнение. Известно, что наиболее эффективным является демократический стиль руководства, когда соблюдается равенство всех членов группы, участвующих в обсуждении. 
В целях совершенствования профессионального мастерства и укрепления «обратной связи» с аудиторией на 3 этапе обсуждения, предлагаем проводить экспресс-анализ для выявления эффективности своей работы. Попросите участников самостоятельно оценить результаты обсуждения по 5-бальной системе. Матрица оценки 
№ Вопросы Баллы 1 2 3 4 5 
1 Насколько удачно выбран автор?
 2 Насколько удачно выбрано произведение?
 3 Как вы оцениваете работу группы?
 4 Как вы оцениваете действия ведущего обсуждение?
 5 Как вы оцениваете собственное участие в обсуждении?
 Обсуждения книг служат активным средством развития всех сфер личности детей (интеллектуальной, эмоциональной, волевой). Даже при кажущейся однородности аудитории, читатели при интерпретациях литературного произведения в ходе обсуждения показывают разные уровни читательского мастерства («слабый» – «средний» – «сильный» читатель). При этом, малоподготовленные «слабые» читатели в процессе литературной дискуссии нередко получают наглядные уроки того, что и как читают другие более внимательные и талантливые читатели.
 (См.: Методические рекомендации по проведению диалоговых и дискуссионных форм работы в детской библиотеке / Чуваш. респ. дет.-юнош. б-ка ; сост. Н.В. Громова, Г.А. Кузьмина. – Чебоксары, 2009. – 26 с. : ил. – (Курс – на инновации; вып. 2). (chuvrdub.ru›SMK_metod_rekom.htm))

Дополнительные методические материалы по организации обсуждений:
Брунчукова Н. Сказка и этическое воспитание школьников: чтение и обсуждение сказок / Н. Брунчукова // Воспитание школьников. - 2009. - № 5.- С.28-32; Гусева В. П. «Больше я не закапываю котят…»: библиотечный урок по повести И.С.Тургенева «Муму» / Н.В.Гусева // Библиотека в школе. - 2009.-№ 11.-С. 15 – 17; 
Котомина Г.В. Как побудить детей к чтению и обсуждению книги / Г.В.Котомина // Школьная библиотека. - 2009. - № 3. С. 36 – 38; 
Носырина О. Н. [Исксство обсуждения] ( kungurlitera.ru›); 
Лаврикова Е.И. Обсуждение книг в библиотеке – форма обучения чтению «с мыслью»: из опыта работы БИЦ № 6 «ЦБС»г. Липецка. (oldsite.liplib.ru›); Лаврикова Е.И. Обсуждение книг в библиотеке – форма обучения чтению «с мыслью»: из опыта работы БИЦ № 6 «ЦБС»г. Липецка // Новая библиотека. - 2008. - № 9. - С. 19 – 24. ( chuvrdub.ru›SMK_metod_rekom.htm.); 
Макарова Е.Строим пирамиды. Библиотечное занятие по рассказу «Тутар» / Е.Макарова // Библиотека в школе. – 2008 - №3. - С. 18-19, 29; 
Чаусова С. Для чего люди читатют? Громкое чтение как форма воспитания вдумчивого читателя /С. Чаусова // Библиотека в школе. - 2009. - № 1. - С. 9 -18. (Методика подготовки и проведения громких чтений и построения беседы о прочитанном); 
Чуносова Л.Н. Читательская конференция как стратегия развития интереса к чтению. Материалы мастер-класса / Л.Н.Чуносова // Школьная библиотека.-2007 - №4.- С.12-16. 
 Читательская конференция 
Читательская конференция считается наиболее сложной формой обсуждения. Эта форма работы стала использоваться в публичных библиотеках в конце 20-х годов ХХ века, долгое время была довольно популярной в советских библиотеках. В 90-е годы масштабы проведения читательских конференций сократилось, хотя форма их проведения сохранилась и до наших дней. Обычно читательская конференция посвящается какой - либо теме или отдельному произведению. Иногда читательская конференция не отличается по форме от проведения обсуждения. Однако, кроме общих черт (предварительное изучение произведения, его критическое осмысление, подготовка к выступлению, наличие ведущего), конференция имеет специфические черты. В ней может быть большее количество участников. В выступлениях участников должен прозвучать анализ критических материалов, а не только изложение собственных мыслей. Это очень сложный метод, он требует профессиональных знаний, умение изложить свои мысли. 

Нередко после просмотра телевизионных передач, кинофильмов и спектаклей читатели спрашивают в библиотеках произведения, по которым поставлен фильм или сделан спектакль. Так, в ЦГБ им. А.П. Чехова наблюдается всплеск интереса к роману В. Крестовского «Петербургские трущобы» после каждого показа телесериала «Петербургские тайны». В библиотеке № 23 (п. Аэропорт) отмечены запросы на романы П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах», которые стали основой для одноименных сериалов. В ходе показа сериалов в ЦГБ им. А.П. Чехова и библиотеке № 23 были оформлены выставки «Сегодня на телеэкранах…», которые представили материалы по возможным запросам читателей. Выставки вызвали положительные отзывы и явились поводом для проведения групповых и индивидуальных бесед о романах «Петербургские трущобы», «В лесах» и «На горах», о преимуществах и недостатках экранизируемых произведений. Подобные события являются моментом для организации читательско - зрительских конференций и более близком знакомстве с творчеством, в данном случае, В. Крестовского и П. Мельникова-Печерского. 

 Цель читательской конференции – привлечение к чтению, формирование читательского мнения о книге, глубокий и всесторонний анализ содержания одного произведения (книги, статьи).
Читательская конференция – это коллективное размышление над книгой, совместные поиски верных решений и ответов. В ней на равных правах участвуют все присутствующие. Каждый вопрос ведущего будоражит мысль, рождает различные предположения, сталкивает мнения. Хорошо организованная и проведенная конференция - своего рода увлекательное умственное упражнение. В него незаметно вторгается элемент творческой игры. 

Читательская конференция позволяет развивать способность самостоятельно анализировать прочитанное; формировать навыки публичных выступлений; пропагандировать лучшие произведения разных видов и жанров. Главная особенность читательской конференции – наличие проблемы, четко сформулированной чаще всего в теме. 

Успех конференции в немалой степени зависит от ее подготовки. Вся подготовительная работа – рекомендательные индивидуальные беседы, обзоры, книжные выставки, отзывы читателей о прочитанных книгах и т. п. – призвана вызвать познавательную активность читателей. Участники хорошо подготовленной конференции выступают заинтересованно, их выступления вызывают эмоциональную реакцию слушателей, желание включиться в обсуждение вопросов. Высказывать свои суждения, осмысливать, а не пересказывать прочитанное побуждают проблемные вопросы. Участники конференции – группа читателей, объединенных общим нтересом к обсуждаемой проблеме или возрастом (25-30 человек). Вопросы могут начинаться так: Кто? Что сделал? Куда? Где? Когда? Почему? Как вы считаете? А что, если? Есть ли параллели в нашей жизни? 

Важные этапы и моменты в подготовке читательской конференции: 
Выбор автора, произведения, жанра. 
Все это обсуждается с читателями. Каждый предлагает произведение для обсуждения. Составляется список книг, которые ранжируются книги по порядку их значимости для читателей (на данный момент). Список обсуждается, делается выбор. Разработка вопросов. Характер вопросов определяется не только спецификой произведения, но и особенностями восприятия книги читателями. Важно, чтобы вопросы активизировали воображение читателей, вызывали желание размышлять. Каждый последующий вопрос должен быть логически связан с предыдущими вопросами (при разработке вопросов) и с высказываниями читателей (последнее увязывается ведущим в ходе конференции, что достаточно сложно). Это особенно важно при работе с детьми и юношеством: только в этом случае они смогут самостоятельно сделать выводы. При проведении конференции обычно ведущий придерживается заранее разработанной программы, но это не значит, что он не может отступать от нее. В ходе обсуждения может возникнуть ряд дополнительных вопросов. Ведущий должен очень внимательно слушать не только выступающих, но и следить за аудиторией, чтобы вовремя подхватить чью-то реплику, «столкнуть» различные мнения, заметить и правильно использовать реакцию читателей. Конференция - мероприятие комплексное, включающая многие формы работы, которые сделают ее удачной. Можно оформить книжную выставку с информацией об авторе книги, представить различные издания книги, иллюстрации, рисунки, результаты опросов, отзывы, лозунги, афоризмы, правила ведения конференции. Завершите конференцию коллективным выводом, рефлексией (письма от имени героя, продолжение рассказа о судьбе героя, задания «Если бы я был…) дайте эмоциональный анонс следующей конференции, оставьте на память участникам закладки, фотографии и т.п. Стоит обратить внимание на рекомендации коллег из Нижневартовска по организации проведению конференции. Вот как они видят читательскую конференцию : Читательская конференция (ЧК)– одна из распространенных форм обсуждения книг с читателями. Читательская конференция является комплексным библиотечным мероприятием и посвящается определенной проблеме или теме. Цель конференции – привлечение к чтению, формирование коллективного читательского мнения, воспитание умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защищать собственное мнение, если оно отличается от коллективного. Основная функция читательской конференции - привлечение к чтению, выявление мнения и оценки широких кругов читателей вне зависимости от их присутствия на итоговом обсуждении. Поэтому неверно оценивать проведение ЧК только по числу присутствующих и выступивших в публичном обсуждении книги или проблемы. Участники конференции Важный момент в подготовке и проведении ЧК - формирование однородной группы читателей, объединенных общим интересом к обсуждаемой проблеме или одной возрастной группой. Планируя обсуждение, необходимо определить примерное число его участников. Опыт показывает, что оптимальное число участников 25-30 человек. Расширение аудитории не позволит вовлечь в обсуждение всех участников и снизит эффект мероприятия. Этапы подготовки и проведения конференции В организации ЧК можно условно выделить три этапа: 1. Подготовка к конференции или дискуссии. 2. Публичное обсуждение книги, проблемы или вопроса. 3. Подведение итогов, изучение результативности библиотечного воздействия. Подготовительный этап Подготовительная работа к конференции является той невидимой частью «айсберга», которая незаметна стороннему на¬блюдателю. Бесспорно, что именно эта предшествующая работа обеспечивает 9/10 всех поставленных задач и замыслов. На подготовительном этапе определяется время, место предстоя¬щего мероприятия и его форма. Чтобы ЧК стала ярким событием, необходимо сделать ее приближение ожидаемым. Растянутое во времени радост¬ное ожидание и есть главный механизм, выполняющий функ¬цию психологического настроя на подготовительном этапе. Чтобы привести данный механизм в действие, существует не¬мало уже проверенных на практике средств и творческих «сек¬ретов». Реклама – один из секретов успеха конференции. 1. Разнообразная по содержанию и способам оформления и ввода в действие реклама как завязка интриги будущего обсуждения, задача которой - воодушевить ребят на участие в нем, привлечь внимание, вызвать интерес. Реклама может быть обычной, плоскостной (афиша, объяв¬ление) и объемной (тумба, шар, дом). Реклама может быть «ходячей», передвигающейся. Пред¬ставьте себе ребят, дефилирующих по школе накануне ЧК с рекламными текстами на спине и груди. Такую рекламу нельзя не прочесть. Реклама может быть театрализованной. Ее носители — специально подготовленные группы бродячих артистов, глаша¬таи, популярные герои книг и мультфильмов. Реклама может быть сделана с привлечением школьного радио и таких средств массовой информации, как листовки. Рекламными по сути станут разнообразные почтовые от¬правления, направленные в адрес группы: телеграммы, уведом¬ления, письма, карты, путеводители и др. Безусловно, важны не только оригинальные виды рекламы и способы ее распространения. Главное, конечно же, содержание — сведения о приближающемся мероприятии, которые создают ему популярность. Приглашение - акт творческий и деликатный, но все¬гда очень приятный. По адресной направленности приглашения могут быть коллективными (для всей группы) и индивидуальными. Всегда вызывает интерес необычная форма пригласительных билетов: билеты-игрушки; билеты-шапочки; билеты-закладки; билеты-программы и т. д. Конечно, дело это трудоемкое. Но ведь и дизайнером-из¬готовителем пригласительных билетов может быть целая группа, а стать курьером по их разноске — поручение весьма приятное и престижное. Да и приглашение в обычной уст¬ной форме, обращенное от библиотекаря или учителя к учащимся (или на¬оборот) также может быть очень заманчивым, интригующим, желанным. Календарь будет уместен при подготовке и проведении ЧК среди учащихся младших классов. Вывешенный в классе, он поможет создать нужный психологический настрой. Каждый день календарь будет на¬поминать о приближении желанного события. Например: «До незабываемого путешествия на ядре вместе бароном Мюнхаузеном осталось 4 дня». Репетиционные приготовления, которые проводятся в узком кругу участников за закрытыми от любопытных глаз дверями, также внесут свою лепту в общую интригу ожидания. Безусловно, эта «коллекция» средств создания психологического настроя на этапе подготовительной работы не является исчерпывающей и обязательной, тем не менее, она дает представление о тех скрытых и часто, к сожалению, мало используемых резервах, кото¬рые позволяют повысить воспитательный потенциал проведения библиотечного мероприятия. Выбор темы Первый этап ЧК или диспута предполагает беседы библиотекаря с читателями при приеме и записи выбранных книг, во время консультаций в фонде открытого доступа, а также обзоры изданий, представленных на книжных выставках и др. При этом библиотекарь узнает суждения читателей, непосредственно влияет на правильную оценку книги. Читательские мнения желательно отражать в альбоме или на стенде читательских отзывов, в бюллетенях. Выбор книги (или группы книг), или проблемы для читательской конференции осуществляется по-разному. Прежде всего, учитываются пожелания и предпочтения читателей, популярность издания, степень его дискуссионности. Основой конференции может стать также отдельная публикация или цикл статей из периодики, полемика, телевизионная передача, выход в свет собрания сочинений писателя, чьи произведения вызывают стойкий интерес среди детей. Отбирая тему для конференции, нужно учитывать глубину раскрытия проблемы в литературе: в научно-познавательной она определяется научной объективностью, в художественной – эстетическими достоинствами. Можно отбирать для ЧК новинки литературы, наиболее значимые в последнее время. В этом случае перед библиотекарем встают дополнительные задачи – он должен сам ознакомиться, прочитать предлагаемую на конференцию книгу или литературу по теме. Воспитательная и образовательная роль ЧК может быть значительной, если все ее участники, а не только выступающие, придут подготовленными со своим мнением и суждением по обсуждаемой проблеме или теме. Типы и виды конференций Кино- и телеэкранизация произведения могут стать основой читательско - зрительской конференции, но в этом случае задачи мероприятия усложняются за счет развития не только читательского, но и зрительского интересов, одновременного повышения уровня культуры чтения и культуры видения. А библиотекарю, ведущему подобное мероприятие, нужно уметь анализировать, помимо печатного издания, еще и кино- или телефильм. Как правило, выбираются фильмы-экранизации, рассчитанные на широкую аудиторию, поднимающие социально-значимые проблемы: воспитание подрастающего поколения, взаимоотношения в семье, в быту, в школе и т.п. Например, «Вам и не снилось» по одноименной повести Г.Щербаковой, «Весенние перевертыши» и «Расплата» В. Тендрякова, «Завтра была война» Бориса Васильева, «Альпийская баллада», «Сотников», «Знак беды» Василя Быкова, «Берег», «Выбор» Юрия Бондарева и другие. Если подросткам интересна тема, раскрываемая в произведениях, не имеющих отношения к программе школьного курса литературы, - возможно, она сделает ребят более активными. Читательские конференции бывают проблемными и отчетными. Содержание проблемных конференций связано с крупными событиями общественной, культурной или научной жизни страны, они организуются для старших подростков, учитывают уровень их читательского развития. Содержание отчетной конференции продиктовано заботой библиотекаря о повышении культуры чтения подростков, основывается на тщательном изучении читательских интересов группы или класса и должно указывать на перспективу в чтении. Например, отчетная ЧК «Что мы читали в этом году». При подготовке к ней необходимо проанализировать читательские формуляры, нацелить участников на самокритичные выступления, защиту своих читательских интересов, на раздумья о перспективах чтения. Экземплярность книг При подготовке конференции важно обеспечить необходимую экземплярность обсуждаемых произведений. Когда в библиотеке имеется 1-2 экземпляра, то рассчитывать на успех не приходится, если только вы не организуете предварительные громкие чтения выбранного произведения. Минимум, без которого нецелесообразно начинать подготовку к ЧК, - это 5-6 экземпляров, обеспечивающих нужды библиотеки (подготовка выставок, обзоров, проведение громких чтений) и одновременность выдачи 2-3 читателям. Вопросник В зависимости от целей и задач ЧК формулируются вопросы. Вопросник желательно составлять вместе с активом, оргкомитетом по подготовке конференции. При составлении вопросника важно помнить, что он выступает не как жестко зафиксированный указатель, как и о чем говорить и дискутировать, а как ориентир в обсуждаемом вопросе. Вопросник вывешивают рядом с объявлением о конференции, публикуют в пригласительном билете. Обычно он выполняет роль своеобразной программы не только публичного обсуждения, но и предшествующих ему бесед, служит основой для отбора литературы во время подготовки к ЧК или диспуту. Формулировка вопросов должна соответствовать определенным правилам: вопросы не должны допускать однозначных ответов типа «да» и «нет», и в то же время расширительного толкования, ухода от темы. Список литературы. Книжная выставка Список рекомендуемой литературы включает обычно 5-6, реже 8-10 названий, в т.ч. критическую и справочную литературу. Желающих более широко ознакомиться с кругом изданий по теме вы можете отослать к книжной выставке, подготовленной в библиотеке. Желательно, чтобы книжная выставка, в зависимости от темы конференции, включала в себя информацию об авторе книги, его портрет, различные издания книги, которая обсуждается на конференции. На выставке будут уместны иллюстрации к обсуждаемым произведениям, как профессиональных художников, так и детей. Здесь же можно разместить результаты анкетирования или опроса и т.д. Если же вы проводите конференцию по какой-либо полемической газетной или журнальной статье, тогда на выставке целесообразно представить разные мнения по этой теме, освещенные в периодической печати или в интернете. Правила ведения дискуссии Эти правила должен знать и соблюдать ведущий конференции мили дискуссии. необходимо довести их до сведения всех участников. Правила: - прежде, чем спорить, подумай, о чем будешь говорить; - спорь искренне и честно, не искажай мысли и слова своих оппонентов; - начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые собираешься защищать; - помни, что лучшим доказательством являются факты; - выступая, старайся опираться на интересные всем присутствующим публикации классиков и современников; - заканчивая выступление, подведи итог, сформулируй выводы. Ведущий Успех ЧК во многом зависит от ведущего. Эту роль может выполнить человек, хорошо знакомый с существом предмета дискуссии. Если вы собираетесь говорить о тяжелом роке, но мало смыслите в нем, лучше пригласите на эту роль преподавателя музыки, большого любителя их числа старшеклассников или популярного в поселке диск-жокея. Другое обязательное требование к ведущему - владение искусством публичного выступления, знакомство с кругом рекомендуемой литературы. При проведении ЧК или диспута можно выбрать одновременно двух ведущих: библиотекаря и читателя или приглашенного гостя, или учителя. Атмосферу живого диалога придает присутствие на обсуждении автора книги. Подведение итогов ЧК В заключении ЧК ведущий обязательно должен подвести итог обсуждению или дискуссии, дать окончательные ответы на спорные вопросы, охарактеризовать правильную позицию и ошибочные мнения. Желательно, чтобы по достоинству были оценены наиболее удачные выступления. Подводя итог, ведущий дает обобщающую характеристику изданий, расширяющих и углубляющих интерес к предмету спора. Иногда конференции и диспуты заканчиваются принятием каких-либо решений, например, связанных с борьбой с негативными явлениями в школе, в семье, в природе и т.п. В таком случае библиотекарю важно по мере возможности помочь ребятам в выполнении подобных решений, принять участие в их идеологическом обеспечении. Оформление помещения Необходимо продумать оформление помещения, в котором будет проводиться публичное обсуждение. Это могут быть развешанные на стенах шутливые рисунки, лозунги, афоризмы, шаржи. Они не только не умаляют значимости обсуждаемой темы, но еще и создают атмосферу доверия, без которой диспут невозможен. Здесь же желательно разместить книжную выставку, детские рисунки или фотографии; нелишним будет плакат с правилами проведения обсуждения или дискуссии. Планируя мероприятие, необходимо также обдумать место и время проведения ЧК, расстановку мебели. В зависимости от темы ЧК, возможно, потребуется преобразование пространства классной комнаты, создание на привычном месте необычной мизансцены. Необычное освещение может привнести в мероприятие необходимый настрой. Организационные вопросы В период подготовки ЧК определяется примерный регламент, рассчитывается время проведения ЧК. Необходимо продумать также техническое обеспечение мероприятия: наличие микрофонов, назначение ответственных за музыкальное сопровождение, за сбор записок в аудитории и т.д. Музыкальный фон зачастую создает соответствующий на¬строй. У музыки могут быть и другие функции: быть эпигра¬фом (визитной карточкой) к теме разговора; нести самостоя¬тельную смысловую нагрузку; выступать разграничителем от¬дельных структурных частей сценарного замысла и др. Этой цели служит необычная сценическая завязка действия, интригую¬щая новизной впечатления. Вступительное слово ведущего, специально подготовленное - своеобразный пролог к основному действию (в виде притчи, легенды, сказки, письма, прочтения отрывка из произведения, рассказа об интересном событии из жизни автора), эмоциональное обращение к присутствующим с целью возбудить интерес к про-исходящему и обнажить личностный смысл участия в нем каждого. Вот пример замечательной «провокации» для детей: По одной восточной легенде, однажды боги решили сотворить мир. Они создали звезды, луну, моря, горы, цветы, облака. Затем создали человека. И, наконец, создали истину. Задумались боги: куда спрятать истину, чтобы человек ее сразу не нашел. Им хотелось, чтобы он искал ее подольше. «Давайте спрячем ее на самой высокой горной вершине», – сказал один. «Давайте спрячем ее на самой далекой звезде», – сказал другой. «Давайте спрячем ее во мраке морских глубин». Наконец, самый древний и мудрый бог сказал: «Нет, мы спрячем ее в душе человека. Он будет искать истину по всей Вселенной, не подозревая, что носит ее в себе». А затем предложите детям заняться поиском этой самой истины. Если вы решили провести читательскую конференцию в форме литературного суда, значит нужно заранее расписать роли обвинителя, защитника, общественных обвинителей и прочих атрибутов подобного мероприятия. В таком случае нужны предварительные репетиции. Некоторые ЧК предполагают наличие не только вопросника, но и всего сценария проведения конференции. Методические советы библиотекарю 1. Средняя продолжительность ЧК не должна превышать 45-50 минут. 2. Желательно вести учет книговыдач по теме конференции или диспута на этапе подготовки, так как он поможет вам контролировать и регулировать процесс подготовки участников к предстоящему обсуждению. Подобный учет уместен и после проведения ЧК – он покажет вам, достигнута ли цель вашего мероприятия, была ли она интересна его участникам. 3. При проведении ЧК как библиотечного мероприятия не советую копировать урок ни с позиции содержательной начинки конференции, ни с позиции ее структурных компонентов, ни со стороны способов деятельности. При проведении урока-конференции форму и структуру вам подскажет учитель. 4. Целесообразно обеспечивать непринужденную и доброжелательную обста¬новку, способствующую раскрепощению и снятию напря¬жения. 5. Помните, что большая работа по осмыслению содержания обсуждаемого произведения происходит во время подготовки мероприятия, а не во время проведения. 6. Желательно вовлекать школьников в процесс подготовки ЧК без принуждения, продумывать функционал участников в соответствии с их способностями и интересами. 7. Всячески поддерживать и поощрять детское соучастие и инициативу в подготовке и проведении мероприятия. 8. Чтобы умело организовать психологический настрой на конференции, можно воспользоваться помощью психолога, пробуждая интерес, любопытство, возбуждая радостное ожидание предстоящего события. 9. Привлекать к участию в конференции родителей. Возможно, обсуждение произведения продолжится в семье, побудит к совместному прочтению других произведений. 10. Гибко выстраивать структурные части конференции или диспута, своевременно улавливать изменения в настроении детей и вносить необ¬ходимые коррективы. 11. Завершить ЧК можно ее коллективным анализом, применяя различные способы рефлексии (обратной связи). 12. Давать эмоционально привлекательный библиотечный анонс следующей конференции вместе с запуском предварительной подготовки к нему. 13. По возможности оставить на память участникам конференции закладки, фотографии и др. (См.: Методика организации читательской конференции: Методические рекомендации организатору/ Сост. С.Н.Мокрицкая, В.А.Шмигельская. – Нижневартовск, МУ «Центр развития образования», 2009. – 68 с.) infourok.ru›metodicheskaya. Коллеги из детских библиотек Чувашии проводят конференции следующим образом: 1. Правила проведения читательской конференции: Все участники имеют равные права и обязанности. Каждый участник самостоятельно выбирает книгу и представляет ее на читательской конференции. Задача выступающего – показать привлекательность книги, представить ее так, чтобы ее захотели прочитать. Задача слушающего – прослушать информацию о книге, внести запись в читательский журнал, выбрать книги для чтения на ближайший период времени. Выбор и мнение каждого участника конференции достойны уважения и внимания. Нет книг плохих, есть «не мои» книги. 2. Технология проведения читательской конференции – презентации книги Знакомство с технологией проходит посредством практического участия в конференции. Парная – фронтальная организация. Шаг 1. Напишите название, автора и жанр (или тему) двух-трех понравившихся вам книг, прочитанных в этом месяце. Шаг 2.. Распределитесь на пары. Задача говорящего – назвать книги партнеру и сказать в одном-двух предложениях, о чем они. Задача слушающего – выбрать интересную для себя книгу. В результате диалога у каждой пары намечены две книги для обсуждения. Шаг 3. Все пары называют выбранные книги. Общий список книг записывается на доске и в журнале чтения. Последний раздел остается незаполненным. Слушающие будут его заполнять в течение читательской конференции. Шаг 4. Парная работа: говорящий (докладчик) и слушающий. Докладчик рассказывает о своей книге. Слушающий будет представлять книгу докладчика аудитории, поэтому он слушает внимательно, задает вопросы, делает пометки в своем журнале чтения. Доклад должен быть достаточно кратким. Докладчик не столько пересказывает сюжетную линию, сколько делится впечатлениями. Цель доклада – порекомендовать (не рекомендовать) книгу для чтения. Шаг 5. Выслушав доклад, задав уточняющие вопросы, сделав пометки, слушающий обдумывает 2-3 минуты план презентации книги аудитории. Если он также читал книгу, то может добавить и свое мнение. Шаг 6. Смена ролей. Повторение всей процедуры. В результате каждая пара готова представить две книги, при этом рассказывая о книге партнера. Для презентации потребуются слова и выражения: считает, полагает, кажется, по его (её) мнению, думает, разделяет точку зрения и т.д. Шаг 7. Презентация книг. Слушающие записывают свои вопросы к докладчику, если они появились, и делают краткие записи. Цель работы группы – составить список книг для чтения на следующий месяц. В разделе «Замечания» все члены группы ставят номер, ранжируя книги по порядку чтения. По окончании презентаций у каждого члена группы напротив каждой книги стоит номер. Шаг 8. Обсуждение. Каждый член группы оглашает свой список из книг, составленный им в ходе конференции, и объясняет, почему данная книга стоит на определённом месте. Например, люблю автора, заинтересовала тема, проблема, понравились персонажи, понравилась презентация книги. Шаг 9. Оценка конференции: что и сколько узнал, что и сколько хочу еще прочесть? Индивидуальная – групповая – фронтальная организация Шаг 1. Аудитория (до 30 человек) делится на 5-6 групп. Взрослые объединяются в отдельную группу или входят в детскую группу. Шаг 2. Индивидуальная подготовка к представлению книги. Книгу каждый участник приносит с собой. Участникам конференции выдается примерный план представления книги. Время подготовки – 10 минут. Шаг 3. Работа в группе. Каждый участник представляет свою книгу. Группа слушает, записывает информацию о книге в журнал чтения, задает вопросы докладчику. Время выступления – не более 5 минут. Шаг 4. Каждый участник работает с журналом чтения, решает, какие книги он будет читать и в каком порядке. Шаг 5. Обсуждение в группе. Члены группы оглашают свой выбор, объясняют, чем их заинтересовала книга. Определяется книга, лидирующая в группе. Шаг 6. Книги-лидеры от каждой группы представляются аудиторией. Участники слушают, заполняют журнал чтения, задают уточняющие вопросы. Книги-лидеры ставятся на «золотую полку». Шаг 7. Выбор книги года по той же схеме, что и выбор книги-лидера в группе. Читательская конференция может быть проведена по одной книге, по нескольким книгам одного автора и др. Проведение читательской конференции по данной технологии занимает 2 астрономических часа при группе в 6 человек, что следует учитывать при планировании количественного состава группы. Рефлексия. Обсуждение хода и итогов читательской конференции. Обсуждение Какие образовательные задачи решаются при такой организации читательской конференции? Читательская конференция – презентация книги вызывает неизменно большой интерес у детей и взрослых. Эта форма работы считается очень эффективной. Во-первых, улучшается психологическая атмосфера, снижается число конфликтных ситуаций, общение взрослых и детей становится более интеллектуальным, увлекательным. Во-вторых, читательские конференции дают интересные материалы для педагогического наблюдения и анализа, для мониторинга читательских интересов, коммуникативных умений учащихся. В-третьих, читательские конференции помогают ориентироваться в огромном книжном пространстве, получать информацию о книжных новинках, составлять на основе услышанного свои списки для чтения. В-четвертых, библиотекари получают возможность ненавязчиво и незаметно контролировать детское чтение и руководить им. Участие педагога в конференции наравне с учениками позволяет «вбрасывать» в детскую аудиторию лучшие произведения русской и мировой литературы. Круг чтения и детей, и взрослых становится шире и разнообразнее. Регулярное проведение читательских конференций способствует развитию интереса к чтению, расширяет читательский кругозор, развивает коммуникативные умения, создает условия для интересного общения старших и младших школьников, взрослых и детей, позволяет обнаружить общие интересы, сдружиться, избавляет библиотекарей от необходимости вручать детям рекомендательные списки книг, активизирует читательскую деятельность, позволяет ненавязчиво руководить детским чтением. (См.: Методические рекомендации по проведению диалоговых и дискуссионных форм работы в детской библиотеке / Чуваш. респ. дет.-юнош. б-ка ; сост. Н.В. Громова, Г.А. Кузьмина. – Чебоксары, 2009. – 26 с. : ил. – (Курс – на инновации; вып. 2). (chuvrdub.ru›SMK_metod_rekom.htm)). Дополнительные методические материалы по организации конференций. Методика организации читательской конференции (refdb.ru›look/1514409.html); Методика организации читательской конференции по творчеству Ю. Слепухина. (biblio-vyborg.ru›download.php?file…chitatelskaya)… Чуносова Л.Н. Читательская конференция как стратегия развития интереса к чтению. Материалы мастер-класса / Л.Н.Чуносова // Школьная библиотека.-2007.-№4.- С.12-16. (slideshare.net›); Методист МБОЦГБ им. А.П. Чехова М.Филипенко

< Возврат к списку

Вверх