Поиск по сайту
ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ КРАЕВАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. А.С. ПУШКИНА
Выставка «Под знаменем Преподобного Сергия Радонежского»
Sergy.jpg

В Центре книжных памятников Забайкалья начала работу выставка редких книг «Под знаменем преподобного Сергия Радонежского», посвящённая 680-летию Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и 625-летию со времени ухода с земного плана Св. Сергия Радонежского. В экспозиции представлены издания XIX–XX веков, рассказывающие о жизни и трудах Водителя земли Русской, святого подвижника Сергия Радонежского и об истории основанной им в XIV веке Троице-Сергиевой Лавры.

В их числе: факсимильное воспроизведение памятника древнерусской литературы «Повести о Куликовской битве» (текст и миниатюры лицевого свода XVI в.), отпечатанные в Москве в типографии П.П. Рябушинского сборники статей В.О. Ключевского «Очерки и речи» (1913) и «Отзывы и ответы» (1914), куда вошли статьи и речи В.О. Ключевского о Сергии Радонежском и основанной им Лавре, репринтное воспроизведение издания В.О. Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник», книга Е.Е. Голубинского «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра», изданная в 1892 году в Сергиевом Посаде, справочное издание «Православные русские обители» (1909) и другие. Ценным свидетельством жизни Лавры является книга «Среди иноков. Воспоминания о жизни в Троице-Сергиевой лавре», увидевшая свет в 1906 году в Москве в типографии И.Я. Полякова. Представлено репринтное издание книги «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» (Рига, 1934), куда включен очерк «Преподобный Сергий Радонежский» Е.И. Рерих, опубликованный под псевдонимом Наталья Яровская.

Среди электронных экспонатов посетители выставки смогут увидеть «Житие св. Сергия Радонежскаго», рукописный список XVI века которого находится в архивных фондах Лавры.

18 июля православный мир отмечает день обретения нетленными мощей преподобного Сергия Радонежского. Накануне этой памятной даты 7 июля в 17:00 в Центре книжных памятников Забайкалья пройдет встреча, посвящённая памяти преподобного Сергия Радонежского.


«Под знаменем Преподобного Сергия Радонежского»

М. Забровская,

зав. Центром книжных памятников Забайкалья

На рубеже XIV–XV веков жил на Руси летописец, названный потомками за свою учёность и подвижнический труд Премудрым, – Епифаний. Именно благодаря Епифанию Премудрому дошли до нас сведения о великом русском святом – Преподобном Сергии Радонежском. Конечно, подлинные тексты «Жития Св. Сергия Радонежского», написанные учеником св. Сергия Епифанием на склоне жизни (1417–1418), можно увидеть лишь в фондах Российской государственной библиотеки и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Но, благодаря современным способам оцифровки, бесценные страницы старинных рукописных книг можно увидеть и не выезжая из нашего города. Среди электронных экспонатов посетители выставки смогут увидеть «Житие св. Сергия Радонежскаго», рукописный список XVI века которого находится в архивных фондах Лавры.

В фондах Центра книжных памятников Забайкалья хранится факсимильное воспроизведение другого памятника древнерусской литературы – «Повести о Куликовской битве» (текст и миниатюры лицевого свода XVI в.). В «Повести…» описано одно из важнейших действий Преподробного Сергия – духовное благословение, данное им князю московскому Дмитрию на битву «за Доном» «на усть Непрядвы» на Куликовом поле – сражение, ставшее поворотной вехой в освобождении Руси от векового татаро-монгольского ига и в объединении разрозненных русский княжеств в единое могущественное государство.

О мире, о земле Русской и её единстве молился святой старец в своей келье. Благодаря жизнеописанию Сергия Радонежского, сделанному Епифанием Премудрым, до нас дошло довольно много важных свидетельств чудесной жизни радонежского святого старца. Деяния святого Сергия были настолько разнообразны и оказали такое огромное влияние на развитие Российской государственности и духовности русского народа, что на протяжении семи веков выдающиеся российские мыслители пытаются разгадать феномен этого мощного воздействия. Одним из таких мыслителей был известный российский историк XIX века Василий Осипович Ключевский. 26 сентября 1892 года в торжественном собрании Московской Духовной Академии он произнес речь в память Преподобного Сергия «Благодатный Воспитатель русского народного духа». В фонде Центра книжных памятников Забайкалья хранятся несколько прижизненных и первых посмертных изданий В.О. Ключевского, среди них сборник статей «Очерки и речи», отпечатанный в Москве в 1913 году в типографии П.П. Рябушинского, и вышедший там же год спустя сборник «Отзывы и ответы», куда вошли статьи и речи В.О. Ключевского о Сергии Радонежском и основанной им Лавре. Одним из важных книжных документов XIX века, заложивших основы научного осмысления роли житийной литературы в формировании культуры народа, является исследование В.О. Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник» (репринтное воспроизведение издания представлено на нашей выставке).

Во имя Святой Троицы трудился на земле русской великий подвижник, благодаря трудам которого до сих пор звенят колокола Троицкой Лавры, основанной преподобным Сергием Радонежским, и ставшей на века оплотом веры и мужества русских людей.

Один из разделов выставки редких книг «Под знаменем Преподобного Сергия» посвящён Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Здесь посетители могут увидеть книгу Евгения Евстигнеевича Голубинского «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра», изданную им в 1892 году в Сергиевом Посаде во 2-й типографии А.И. Снегиревой. Это издание представляет собой путеводитель по Лавре с приложением 4-х гравюр: 2 вида Лавры – XVII века и нынешнего, плана Сергиевского посада и карты дороги от Москвы до Троицы конца XIX века. Также автор издания дает жизнеописание преподобного Сергия, используя тексты древнерусских литературных памятников и Жития, прослеживает историю Лавры на протяжении столетий со дня её основания.

Очень ценным свидетельством жизни Лавры, непростых житейских страниц её существования, является книга «Среди иноков. Воспоминания о жизни в Троице-Сергиевой лавре», увидевшая свет в 1906 году в Москве в типографии И.Я. Полякова. Автор в книге не указан, но сегодня, благодаря изданию Л.М. Добровольского «Запрещённая книга в России» № 142, мы знаем, что написал её Владимир Сергеевич Казанцев, и первое издание, опубликованное в 1886 году под заглавием «За оградою и в мире. Из воспоминаний В.С. Казанцева» сразу же было уничтожено цензурой.

Ещё одни источник, дающий представление о монастырском общинножитии конца XIX века, содержащий информацию о Троице-Сергиевой Лавре – это справочное издание «Православные русские обители», полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне, составленное П.П. Сойкиным и вышедшее в его же издательстве в 1909 году. Репринтное воспроизведение издания подготовлено в Санкт-Петербурге в издательстве «Воскресенiе» в 1994 году. Это издание вместе с переизданным к 600-летию со дня представления Преподобного Сергия Радонежского в 1992 году альбомом литографий К. Юона «Сергиев посад» (первое издание увидело свет в 1923 году) было подарено Центру книжных памятников Забайкалья научной библиотекой Международного Центра-Музея им. Н.К. Рериха (Москва) в конце 2016 года.

Идут века. И каждое столетие вписывает новую страницу в историю великого подвига Преподобного Сергия Радонежского. Недаром Святой Сергий назван подобным Богу – семь столетий прошло после кончины его, а он продолжает помогать людям.

Философы, мыслители и писатели разных времен обращались к образу Святого Сергия тогда, когда нужно было осмыслить загадку русского духа и того, что с ним связано. Русский философ Владимир Соловьёв в книге «Национальный вопрос в России» писал: «Обыкновенно, народ, желая похвалить свою национальность, в самой этой похвале выражает свой национальный идеал. Так, француз говорит о прекрасной Франции и о французской славе, англичанин с любовью говорит: «Старая Англия!» Что же в таком случае говорит русский народ, чем он хвалит Россию? Желая выразить свои лучшие чувства к родине, он говорит только о Святой Руси. Вот – идеал! Понятие «Святая Русь» неразрывно связано с почитанием самого известного на Руси святого – преподобного Сергия Радонежского...»

Среди писателей XX века, обращавшихся к загадке русской духовности, были и Борис Зайцев, написавший в 1924 году, находясь в эмиграции в Париже, очерк «Преподобный Сергий Радонежский», открывший, как отмечают исследователи творчества Б. Зайцева, западному миру особый дух православия. В советское время образ Преподобного не был забыт, но его выдающаяся роль в формировании духовного облика русского человека была под запретом. Но, как только пришло время новой России, сразу стали появляться, написанные иной раз «в стол», размышления о Св. Сергии Радонежском. В апреле 1990 года в альманахе «Литературный Иркутск» впервые был опубликован очерк известного российского писателя и публициста Валентина Распутина «Ближний Свет издалека», в котором он даёт оценку роли Преподобного в формировании образа русского народа, российской государственности, начало которой, как считает писатель, было заложено на поле Куликовом в XIV веке.

Ещё об одном издании, посвящённом Преподобному Сергию Радонежскому, хотелось рассказать более подробно. 83 года назад, в 1934 году, в Риге в издательстве «Алтаиръ» вышла книга «Знамя Преподобного Сергия Радонежского», репринтное издание которой представлено на выставке. В книгу был включен очерк «Преподобный Сергий Радонежский» Елены Ивановны Рерих, выдающегося русского мыслителя и деятеля культуры, опубликованный под псевдонимом Наталья Яровская. В этом очерке Елена Ивановна воссоздала образ великого русского подвижника, а также показала исторический и духовный путь русского народа, пройденный под водительством Сергия Радонежского. В книгу также вошли очерк историка Ключевского «Благодатный воспитатель русского народного духа» и слово Николая Рериха «На освящение часовни Святого Преподобного Сергия». Свой очерк Елена Рерих создавала в Индии, в Кулу, уединённой горной долине. Оттуда же, в письмах 1930-х гг. корреспондентам из разных стран Елена Ивановна писала об огромной нравственной силе русского народа, его неутолимой устремлённости к знанию, способности проявить свой великий духовный потенциал в единении и любви к Родине. Главным для неё было то, что народ, «пройдя через горнило тяжких испытаний», сохранил светлые искания «в самых недрах сердца». «...Знамя Преподобного, – утверждала Елена Ивановна, – поднято над Страною». Как считала Елена Ивановна Рерих, в культурно-историческом процессе, разворачивающемся в пространстве России, имя Сергия Радонежского должно стать тем фокусом, в котором бы соединились народные силы в совместной деятельности на Общее Благо.



< Возврат к списку

Вверх