Поиск по сайту
ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ КРАЕВАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. А.С. ПУШКИНА
Книжная выставка «Летописные реликвии»
1.JPG
24 мая ежегодно во всех славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры. Истоки этого праздника неразрывно связаны с чествованием святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые, опираясь на глубокие знания греческой и восточной культур и обобщив имевшийся опыт славянского письма, предложили славянам свой алфавит, перевели с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг (в том числе, избранные чтения из Евангелия, апостольские послания и Псалтырь), чем способствовали введению и распространению славянского богослужения. Разработанная Кириллом и Мефодием письменность оказала огромное влияние на развитие русской книжности и литературы.



Почти через сто лет после ухода из земной жизни последнего из братьев – Мефодия – родился на Руси у князя Владимира I Святославовича (ум. 1015 г.), крестителя Руси, и княжны Рогнеды сын Ярослав, который вошел в историю как великий просветитель, мудрый правитель и дипломат. В нынешнем году исполняется 1040 лет со дня рождения Ярослава Мудрого (978/979–1054), покровителя книжного дела, создателя первой библиотеки Древней Руси. 

Во время правления князя Ярослава Владимировича, продолжателя династии Рюриковичей, Киевская Русь стала европейским государством, шло активное расширение его границ, появлялись новые города, возводились монастыри, при которых создавались библиотеки, где монахи стали переписывать и переводить книги с греческого на славянский язык. На просвещение и книгопечатание князь выделял большие деньги. Об этом мы узнаем из сохранившихся до наших дней древних рукописных летописей. 

В «Повести временных лет» – древнейшей русской летописи – под 988 годом рассказывается, как князь Владимир положил начало книжному образованию: сам он любил «словеса книжные» и стал отдавать в учение детей лучших людей. Под 1033 г. тот же источник сообщает, что сын Владимира – князь Ярослав, прозванный Мудрым – организовал перевод и переписку книг, тем самым основав в Киеве первую на Руси библиотеку. Книги в «Повести временных лет» названы «исходища мудрости», «реки, напаяющие вселенную всю». В этом году первоначальному варианту летописного свода «Повесть временных лет» (составлен около 1113 г.) исполняется 905 лет. 

Нестор-летописец (2).JPG
Самой древней из дошедших до нас рукописных переведенных книг является Остромирово евангелие, созданное в 1056–1057 годах. От XI в. до наших дней дошло всего около двух десятков древнерусских книг, причем в большинстве случаев во фрагментах. Остромирово евангелие сохранилось в своем полном объеме. На его последнем листе находится Послесловие, написанное рукой диакона Григория, выполнившего основную часть работы по переписыванию текста, где он сообщает, что переписал это Евангелие по заказу именитого новгородского посадника Остромира, в крещении Иосифа, в правление киевского князя Изяслава Ярославича (1024–1078 гг., сын Ярослава Мудрого), работа была начата 21 октября 1056 г. и закончена 12 мая 1057 г. (таким образом, книга создана за семь месяцев). 



В 1073 году был создан еще один памятник древнерусской письменности – первый свод «Изборника Святослава», которому в этом году исполняется 945 лет. Изборники Святослава (списков было несколько) – одни из самых ранних сохранившихся рукописных памятников Древней Руси. Изборники были одним из наиболее распространенных видов средневековой письменной литературы в Византии, Болгарии и на Руси. Открывающая Изборник 1073 года похвала содержит имя заказчика: им называется «великий князь Святослав», по имени которого рукопись и вошла в историю. Кроме церковных сочинений, в него входят статьи по грамматике, логике, поэтике, притчи, загадки. Особый интерес представляет статья Георгия Хировоска (византийского писателя IX века) «Об образах» – одно из первых в русской литературе руководств по поэтике, трактующее о тропах и фигурах.

Об истории книжного дела на Руси времен Ярослава Мудрого, о первых русских книжных памятниках можно узнать, посетив выставку «Летописные реликвии», которая работает в отделе редких книг и книжных памятников. Здесь представлены полные факсимильные воспроизведения «Остромирова евангелия» и «Изборника Святослава» с оригиналов, хранящихся в главных фондохранилищах редких книг Москвы и Санкт-Петербурга. 

Также, в качестве примера того, как на протяжении столетий до наших дней не ослабевал интерес к уникальным памятникам древнерусской литературы не только у специалистов, изучавших тексты летописей, но и у широкой публики, а изучение древнерусских источников входило в курс русской словесности в учебных заведениях различных базовых уровней, на выставке показаны учебные пособия XIX века. С помощью видеокиоска посетители смогут познакомиться с изданиями XIX века из фондов Российской государственной библиотеки (Москва), связанными с историей книжных памятников, оцифрованных и размещенных в каталоге на сайте библиотеки. 

Выставка работает до 15 июня в отделе редких книг и книжных памятников Забайкальской краевой научной библиотеки им. А.С. Пушкина.

Вход свободный.

О проведении групповых экскурсий можно узнать по тел.: 28–20–21 (доб. 118)
М.В. Забровская


2.JPG     3.JPG     4.JPG
5.JPG     6.JPG     7.JPG


< Возврат к списку

Вверх