Выставки

Книжно-иллюстративная выставка «Стройке века посвящается: к 50-летию БАМа»

calendar_month Дата публикации: 08 июля 2024 17:45

В рамках празднования 50-летия со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали в отделе библиографии и краеведения оформлена экспозиция, включающая книги по истории БАМа и вырезки из газет «Комсомольская правда» и «Забайкальский рабочий» 70-х годов.

8 июля 1974 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Именно к этой дате приурочено празднование 50-летия БАМа.

БАМ – одна из величайших железных дорог в мире. Эта ударная всесоюзная комсомольская стройка считается символом массового героизма, доблести и мужества молодежи 1970-х годов. Тысячи добровольцев со всей страны отправились в глухую сибирскую тайгу прокладывать грандиозный железнодорожный маршрут. Четыре с лишним тысячи стальных километров через тайгу, болота, вечную мерзлоту. Шли, прорубая высокие горы и пересекая широкие реки, безлюдные дикие земли.

БАМ гремел на всю страну, и молодые жители Советского Союза готовы были работать там кем угодно, лишь бы только стать частью грандиозного дела. Во всесоюзной ударной стройке СССР принимало участие большое количество забайкальцев, в том числе работников ЗабЖД. С начала 1979 года в Каларский район один за другим стали прибывать отряды, первым из которых был «Читинский комсомолец» из пятидесяти человек. Также на строительство магистрали прибыли коллективы из восьми областей Украины, из Литвы, Латвии, Эстонии и Белоруссии. А уже в первом квартале 1981 года на территорию района пришли шесть механизированных колонн. Всего в стройке БАМа на каларских землях было задействовано более 10 тысяч человек. У всех было чёткое понимание: пройдёт примерно два — два с половиной года, и вся масса строителей с Западного и Восточного участков окажется здесь. К этому времени необходимо было построить посёлки: Икабья, Новая Чара, Леприндо, Сюльбан и Куанда.

Новостройка выдвигала сложнейшие научно-технические проблемы, связанные с сооружением огромного количества мостов, тоннелей, виадуков, водопропускных труб. БАМ – это труд героев-первопроходцев, это славная страница истории нашей Родины. Новые станции, города и поселки. Выход к полезным ископаемым Сибири и Дальнего Востока. Более двух миллионов человек, которые прошли через величайшую стройку двадцатого века, могут сказать: «Горжусь, что был причастен». У этого народа всё просто: «Был на БАМе?» – «Был» – «Значит, свой». И совсем необязательно быть для этого знакомыми. Все они – один народ: строители, механизаторы, мостовики, партработники, учителя, маляры, библиотекари, благодаря кому вершилась Всесоюзная ударная стройка. Суровые условия труда и общая народная мечта сделали бамовцев ближе друг к другу.

Сегодня на Читинском участке БАМа осталось только три станции: Икабья, Новая Чара и Куанда. Как бы ни было жалко Леприндо и Сюльбан, с самого начала их возводили как временные посёлки. Но, несмотря на то, что сейчас они опустели и поросли лесом, они навсегда останутся в памяти строителей как одни из главных станций в их жизни.