Знание персонального компьютера на сегодняшний день – одно из условий успешной адаптации в обществе. Оно служит ориентиром в информационном потоке, способствует улучшению качества жизни, дает возможности общения, которое после выхода на пенсию резко сокращаются. Многие представители старшего поколения в период наступления цифровой эры оказались отрезанными от информационных технологий – у них не было возможности изучать данный предмет в школе или работать с компьютером во взрослом возрасте.
Современные пенсионеры и люди предпенсионного возраста значительно отличаются по своим физическим культурным и мировоззренческим характеристикам от своих предшественников. В первую очередь это люди, которые иначе воспринимают свой возраст, не желая снижать степень своего участия в социальной и культурной общественной жизни. Современные пенсионеры не готовы мириться с отведенной им ролью пассивных созерцателей и желают продолжать активное освоение возможностей нового мира.
Своевременно реагировать на происходящие изменения и ориентироваться в современном мире пожилым людям помогает обучение компьютерной грамотности, которое выполняет многогранную важную социальную функцию: Ведь осознание пожилым человеком наличия у себя развитых инновационных компетенций укрепляет его веру в себя, приходит понимание, что он может справиться с усиливающейся цифровизацией большинства сфер деятельности государства и общества.
Поэтому последнее десятилетие все более популярными среди этой категории населения становятся «Курсы компьютерной грамотности», «Основы компьютерной грамотности» или просто компьютерные курсы, направленные на изучение и повторение основных базовых навыков работы с персональным компьютером и Интернетом
Для освоения компьютерной грамотности третьим поколением, разрабатываются специальные образовательные программы и учебные пособия, а так же предоставляются помещения со специальной компьютерной техникой и специалистами для работы с этой категорией граждан.
Одним из популярных пособий является: учебник «Азбука Интернета», разработанный Пенсионным фондом Российской Федерации совместно с ОАО «Ростелеком». Это пособие есть в электронном виде, которое размещено на образовательном портале http://www.azbukainterneta.ru/.
На сегодняшний день теория образования взрослых продолжает совершенствоваться в связи с появлением новых моделей компьютеров, смартфонов, новых информационных продуктов:
Опыт преподавания в группах пенсионеров численностью не менее семи человек в возрастной категории от 50 до 80 лет позволил выявить некоторые особенности работы с ними, такие как:
– неприспособленность мелкой моторики к манипуляциям с компьютерными устройствами, совмещение моторных команд со зрительными.
– скорость запоминания;
– боязнь новых технологий и всего нового, что большими темпами включается в современную жизнь.
– потребность в индивидуальном обучении, с возможностью задавать вопросы, вызывающие затруднения в обучении на протяжении всего курса;
– отсутствие базовых знаний в области информационной безопасности (знакомства на сайтах, предоставление банковских реквизитов третьим лицам, перечисление денежных средств на счета мошенников и др.). Обучение дает возможность избежать этих негативных элементов в информационной сфере.
Именно поэтому когда перед отделом электронных ресурсов, встал вопрос – какую форму обучения выбрать для курсов компьютерной грамотности, то выбор мы остановили на форме «индивидуальные консультации».
Цикл практико-ориентированных занятий для людей старшего возраста мы назвали «Интернет в нашей жизни».
В процессе индивидуальных консультаций учащиеся приобретают навыки:
– создавать личный почтовый ящик и посылать/принимать письма;
– находить в интернете любую полезную информацию;
– задавать через сайты вопросы онлайн-экспертам;
– осваивать сервисы покупки: авиабилетов, билетов в театры, кино и т.д.
– учиться платить за услуги ЖКХ по банковской карте.
Учащиеся получают ответы на другие вопросы, связанные с работой на компьютере и в интернете, приобретают конкретные прикладные знания и применяют их на практике.
По мнению экспертов, получение неформального образования в области цифровых технологий предоставляет пожилым людям большие возможности:
Данная сфера деятельности находится на стадии развития. Перспективы огромные. Пожилые люди, прошедшие курсы, не хотят останавливаться на достигнутом. Знакомство с компьютерами меняет жизнь пенсионеров, открывает новые пространства, упрощает быт и т.д.
Пожилые люди становятся более задействованы в обществе, не будут чувствовать себя одинокими. Многие из них очень активно хотят пользоваться скайпом, чтобы общаться со всеми… родственниками, друзьями, знакомыми. А если будут заниматься каким-нибудь творчеством, используя Интернет, это будет их способом самовыражения.
Пожилой человек, благодаря освоению новых навыков, становится более стрессоустойчивым, адаптированным к современным условиям жизни. Свободное время становится полезным и приятным времяпрепровождением за компьютером, благодаря которому появляются новые хобби, знакомства, интересы, преодолевается информационный вакуум.