Статьи

Пушкин в редком фонде

calendar_month Дата публикации: 19 февраля 2024 10:19

За время своего существования сектор «Центр редких книг» собрал уникальный пушкинский фонд. «Пушкиниана» – одна из самых значимых коллекций в редком фонде Забайкальской краевой библиотеки. Она включает как издания самого поэта, так и посвящённые ему исследования. Кроме того, интереснейшие экземпляры есть и в других коллекциях фонда. Например, в частных библиотеках выдающихся личностей Забайкалья, или в коллекции издательства «ACADEMIA».

Одна из самых ценных книг, которую можно отнести к пушкинскому фонду – это антология русской поэзии «Poetische Erzeugnisse der Russen» поэта и переводчика Карла Фридриха фон Борга, изданная в 1823 году. Сборник состоит из двух томов и напечатан на немецком языке. Во второй том вошёл фрагмент поэмы «Руслан и Людмила». Пушкину на момент издания антологии было 24 года. Книга является частью владельческой библиотеки поэта-демократа, прозаика, публициста и переводчика Михаила Ларионовича Михайлова, отбывавшего каторгу на Нерчинских рудниках в 1862–1865 годах. Он умер в Кадаинском тюремном каземате. Ещё большую ценность этому изданию придаёт история его бытования, о которой рассказывают этикетки-экслибрисы и штампы. Скорее всего, после смерти владельца книга перешла в фонд Нерчинско-Заводской казённой библиотеки, затем в библиотеку Государственного института народного образования ДВР, и уже после оказалась в редком фонде краевой библиотеки. 

  

В редком фонде также хранятся издания А.С. Пушкина второй половины XIX века.

   

В 1936 году в связи со 100-летием со дня гибели поэта было издано «Полное собрания сочинений А. С. Пушкина» в шести томах. В пушкинской коллекции хранится пять томов из шести, которые являются частью личной библиотеки Галины Александровны Махаловой. Она много лет проработала в сфере образования и культуры Забайкалья, неоднократно избиралась депутатом Читинского городского совета депутатов, в 1977 году ей было присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР». Собрание сочинений было подготовлено издательством «ACADEMIA» под редакцией советского литературоведа-пушкиниста Мстислава Александровича Цявловского. Издательство «ACADEMIA» просуществовало с 1921 по 1937 год и было одним из лучших советских издательств. С ним сотрудничали крупнейшие литературоведы и текстологи, специалисты по истории и теории литературы, лучшие переводчики, художники и иллюстраторы. Книги отличались высоким уровнем полиграфического и художественного оформления. Каждый том собрания сочинений имеет оригинальный переплёт и оформление, выполненные художником-иллюстратором Николаем Васильевичем Ильиным. Все шесть томов имеют чёткую структуру, а в распределении произведений по томам выбран жанровый признак: лирика, сказки, поэмы, художественная проза, исторические исследования, автобиографические записки. Тексты выверялись по рукописям Пушкина и прижизненным публикациям произведений.

  

Довольно полно в пушкинском фонде представлена литература о жизни и творчестве поэта. Например, книга замечательного русского писателя, переводчика и литературоведа Викентия Викентьевича Вересаева «Пушкин в жизни». По сути, писатель, прибегнув к приёму монтажа, создал новый жанр – биография-хроника. Он построил повествование из документальных материалов: писем и заметок самого Пушкина, воспоминаний и высказываний его современников – родственников, друзей, светских знакомых. В результате получился яркий и цельный образ поэта, не вписывающийся в общепринятые стандарты и представления. Книга, изданная в 1936 году, прекрасно оформлена. По периметру крышек переплёта – тиснёная рамка с орнаментом меандр, в центре верхней – рельефный портрет Пушкина. Впервые книга была напечатана в 1926 году, затем неоднократно переиздавалась и до сих пор не потеряла своей актуальности.

 

Книга «Тысячелетнее древо Пушкина: корни и крона» – это собрание исторических этюдов, открывающих читателю разветвлённый род Александра Сергеевича. В издание вошла самая подробная карта-схема «Родословное древо Пушкина», не имеющая аналогов по обилию прослеженных родственных линий. Схема составлена пушкинистом А. А. Черкашиным.

Есть в составе пушкинского фонда репринтные и факсимильные издания. Не каждый читатель ответит на вопрос, что же такое факсимильные и репринтные издания. Факсимиле с максимальной точностью воспроизводит оригинал: материал листов и переплёта, оформления и следы бытования. Репринт – это не точная копия изначального документа, в этом случае можно менять всё: материалы, оформление, формат. Особое место в этой коллекции занимает факсимильное воспроизведение книги «Материалы для биографии А. С. Пушкина», составленная Павлом Васильевичем Анненковым и изданная в 1855 году. Подготовительная работа заняла у Анненкова четыре года. Он работал с рукописями поэта, встречался с людьми, близко знавшими его, изучал русские газеты и журналы 1810–1830 годов. В своём труде Анненков соотнёс жизненные обстоятельства Александра Сергеевича.

  

Ещё одно факсимильное издание – поэма «Руслан и Людмила», оригинал которой вышел в 1820 году. Переплёт книги выполнен из коричневой кожи с золотым тиснением и золотым обрезом книжного блока. Авторские тексты этих изданий, написанные в дореволюционной орфографии, с употреблением витиеватых фраз и устаревших языковых конструкций помогут окунуться в атмосферу пушкинской эпохи.

  

Несомненный интерес представляет фототипическое издание «Рукописи А. С. Пушкина», выпущенное в 1939 году. Это фототипическая копия одной из последних тетрадей Пушкина (тетрадь № 2374). Сейчас оригинал называется «Альбом 1833–1835 годов» и хранится в Российской государственной библиотеке. В твердом футляре находятся три тетради. Первая – фотокопии рукописей Пушкина. Снимки исполнены в размере подлинника фототипическим способом. В 1939 году он наиболее полно передавал все особенности оригинала (карандаш, пятна, складки на бумаге). Вторая – транскрипции, выполненные выдающимися советскими литературоведами, текстологами и пушкинистами Сергеем Михайловичем Бонди и Татьяной Григорьевной Зенгер. Транскрипции фиксируют последнее связное чтение черновика и сопровождаются сводками черновых текстов, без которых транскрипция представлялась бы читателю как бессвязный набор слов. Третья тетрадь – комментарии, состоящие из статей к отдельным произведениям и записям, а также ряда общих статей. Например, статья русского археографа и историка Григория Петровича Георгиевского даёт описание внешнего вида альбома, а статья Татьяны Зенгер рассказывает о рисунках Пушкина.

  

В пушкинском фонде хранятся книги, имеющие не только научную и историческую ценность, но и являющиеся прекрасными образцами полиграфического искусства. Среди них подарочное издание «Александр Сергеевич Пушкин: к 200-летию со дня рождения». Написанная известным литературоведом Николаем Скатовым, биография читается как захватывающий детектив и содержит различные интересные факты. В издание также включены лучшие стихотворения Пушкина, цветные репродукции картин кисти современных ему художников. Переплёт книги украшен пластинами с рельефным изображением поэта.

Самым большим подарочным изданием является книга «А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений». В книгу вошли все оконченные произведения Александра Сергеевича. Они расположены в хронологическом порядке, позволяющем проследить, как с течением времени менялось мировоззрение писателя. В издание вошла также биография писателя, написанная Анненковым. Переплёт коллекционного фолианта выполнен из белой кожи с золотым тиснением и золотым обрезом книжного блока. Самой же маленькой книгой «Пушкинианы» являются «Золотые цитаты классиков литературы. А. С. Пушкин».  Формат книжицы, входящей в состав коллекции миниатюрных изданий, составляет всего 5×6 см.

 

Мини-издания самых известных произведений Пушкина и литературы о самом поэте занимают особое место в пушкинской коллекции. Например, факсимильное воспроизведение романа в стихах «Евгений Онегин». Оригинал был напечатан незадолго до гибели поэта, в январе 1837 года и является последним прижизненным изданием Пушкина.

Сегодня пушкинская коллекция Забайкальской краевой библиотеки представляет собой довольно обширное собрание материалов, имеющих сейчас большую историческую и художественную ценность.