Семинар начинающих авторов

15 сентября Забайкальская краевая библиотека им. А. С. Пушкина совместно с Забайкальским отделением общественной организацией «Союз писателей России» провели ежегодный семинар начинающих авторов «Подбирая слово к слову...» в рамках краевого литературного праздника «Забайкальская осень – 2024». В этом году заявки на участие отправили   человек. Ведущими семинара стали: генеральный директор Союза писателей России, поэт, прозаик, драматург, публицист Василий Дворцов (г. Москва), председатель Краснодарского отделения Союза писателей России поэт, прозаик, публицист Светлана Макарова-Гриценко и члены Союза писателей России Наталья Муратова, Николай Ярославцев, Виктория Голомидова, Наталия Шутенкова. Работу секции прозы вели ведущие члены Союза писателей России из Забайкалья Алла Озорнина, Галина Рогалева, Елена Чубенко, и гости литературного праздника: Анатолий Козлов, прозаик, драматург, секретарь Союза писателей России, член приемной комиссии Союза писателей России, член Правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России; Елена Нестерина, писатель, драматург, редактор, член редколегии журнала для школьного чтения «Путеводная звезда»; Светлана Вьюгина, детский писатель, ответственный секретарь приемной комиссии Союза писателей России.

О том, как прошел семинар рассказывает писатель, член Союза писателей России, одна из ведущих семинара Алла Озорнина.


Большая литература начинается с малого

Семинар начинающих авторов «Подбирая слово к слову» в рамках «Забайкальской осени» состоялся. Причём, состоялся не в организационном смысле, как мероприятие, а именно, как плодотворная работа с утра почти до 17 часов.

Работу секции прозы вели ведущие члены Союза писателей России из Забайкалья Алла Георгиевна Озорнина, Галина Ивановна Рогалева, Елена Ивановна Чубенко, и гости литературного праздника: Анатолий Юрьевич Козлов, прозаик, драматург, секретарь Союза писателей России, член приемной комиссии Союза писателей России, член Правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России;
Елена Вячеславовна Нестерина, писатель, драматург, редактор, член редколегии журнала для школьного чтения «Путеводная звезда»;
Светлана Васильевна Вьюгина, детский писатель, ответственный секретарь приемной комиссии Союза писателей России.

Среди присланных работ были произведения для детей, и их разбору уделили более пристальное внимание. «Нельзя допускать искажения привычных образов, например, животного мира, их поведения, переносить на них человеческие привычки, одежды. Это ломает хрупкое детское восприятие мира, искажает его. Дети получают знания из наших книг, а в них порой нелепица и несуразица. Детская книга должна быть яркой и понятной. Недопустим дилетантский подход именно для детской литературы», – сказала Елена Нестерина

Наталья Муратова подчеркнула, что литература для детей – особый сегмент национальной культуры любого народа, поскольку именно детская литература закладывает основы личности, представляет ребёнку картину мира, расклад жизни, приучает ребёнка к разборчивому чтению. И допускать кого попало к этой работе категорически нельзя.

Василий Дворцов с сожалением отметил, что нет закона, запрещающего издание детских книг любым желающим человеком, решившим, что он на это способен. 

«Такие, с позволения сказать, «авторы» перестали стесняться своей некомпетентности в каких-то вопросах. Возможно, считают себя гениальными, а, скорее, читателя глупым». Василий Дворцов.

Действительно если взрослый человек просто откинет в сторону неудачную книгу, то ребёнок-то будет ее изучать, раз родители дали её в руки.

Радостно, что среди присланных работ эксперты выделили несколько человек, приятно удививших своими творениями.

«Нужно работать, учить их, потенциал точно есть», – сделала вывод по прозе эксперт Елена Нестерина.

Абсолютным открытием семинара оказался восьмиклассник Егор Митрошин с правильным чистым русским языком, начитанный, эрудированный. Запомнились Ирина Белоусова, которая приехала из Улан-Удэ, заметно вырос Игорь Фёдоров.

Желание писать, рассказать какие-то жизненные впечатления есть у каждого. Но каждый семинарист после занятий понял, что это большой труд требующий, во-первых, желания этому учиться. Не писать по случаю, для семинара, а работать над словом, читать классиков. Не замахиваться на «пишу роман», а предварительно изучить азы, и хотя бы структуру маленького рассказа.

Уместно заметить, что среди семинаристов сидела уже член Союза писателей России Наталия Шутенкова. Семинар она посетила только раз, в прошлом году. Но снова представила и стихи, и качественную прозу, которые вызвали только восхищение и буквально несколько вопросов по сюжетной линии. Это к вопросу о том, сколько раз нужно бывать на семинарах, чтобы приняли в Союз писателей России. Такой вопрос частенько задают наши семинаристы. 

Если человек безусловно одарён и учится сам, как это делает Наталия Шутенкова, то динамика роста видна сразу. Во всяком случае, без обучения, без грамотных курсов и без желания прислушаться к советам «выучиться» на писателя – невозможно.

В работе секции поэзии приняли участие как новички, так и те, кто не в первый раз представил свои работы.

Ведущие семинара: генеральный директор Союза писателей России, поэт, прозаик, драматург, публицист Василий Дворцов (г. Москва), председатель Краснодарского отделения Союза писателей России поэт, прозаик, публицист Светлана Макарова-Гриценко и члены Союза писателей России Наталья Муратова, Николай Ярославцев, Виктория Голомидова, Наталия Шутенкова.

Состоялся серьёзный разговор о роли писателя в развитии национальной культуры, об ответственности авторов перед обществом за качество выдаваемого «продукта».

Продолжился семинар разбором работ начинающих авторов. 

К сожалению, присутствовали не все заявленные авторы. И, тоже, к сожалению, прибыли не заявленные, что несколько затруднило работу экспертов, т.к. не было под рукой текстов. Тем не менее, семинар проходил динамично, каждый высказывал своё мнение и давал оценку работам собратьев по перу. Было рассмотрено, более тридцати работ десяти авторов. Участники семинара внимательно выслушивали замечания и рекомендации наставников, делали пометки в блокнотах, порой спорили. Задавали вопросы. Не обошлось без эмоциональных всплесков, конечно… Несмотря на это, в целом атмосфера царила дружелюбная, деловая.

Участники семинара получили, и, есть надежда, что усвоили, уроки по технике стихосложения, рекомендации по наполнению произведений смыслом, по выбору стиля, темы, по расширению словарного запаса и многое другое.

Особенно хочется отметить работу ведущей семинара Виктории Голомидовой. Каждое произведение она разобрала построчно, указывая автору на просчёты, ошибки и просто досадные ляпы. Был проведён профессиональный редакторский разбор текстов, порой сурово, но по существу. Московские мастера предельно внимательно отнеслись к работам каждого автора.

Авторам рекомендовано больше уделять внимания и времени на обработку своих произведений. Некоторые работы могли бы претендовать на публикацию, если бы автор внимательнее отнёсся к своему творению, сам увидел  и устранил недостатки.

К счастью, не обошлось без открытий. Блеснула на семинаре Василина Паршина, студентка. Её стихи удивили свежестью и настоящей поэзией, не смотря на молодость и неопытность автора. Егор Митрошин, школьник, подающий надежды автор стихов и прозы, также представил на обсуждение свои стихи. Его работы одобрены единогласно.

Замечания по организации семинара:

  1. Формат некоторых представленных работ не соответствует требованиям Положения о семинаре (мелкий шрифт, не подписаны листы, отправка стихотворения поштучно, а не одним файлом).
  2. Многие участники не имели на руках свои тексты.

Предложение Елены Чубенко:

  1. В положение о семинаре внести обязательное требование к формату и техническому исполнению представляемых работ. Работы, не отвечающие формату, не разбирать.
  2. Рассмотреть вопрос о привлечении (приглашении) к участию в семинаре вольных слушателей из числа начинающих авторов, студентов, школьников.

 

Страниц не найдено 😢