Литературная жизнь края почти всегда была интересной и насыщенной. На неё наложили отпечаток и история страны и все те веяния, что были присущи искусству страны в целом.
Родиной многих дарований, многих замечательных произведений поэзии и прозы стало наше Забайкалье.
Устные, а затем и письменные повествования: «О Сибири», «О походе Ермака», «О Ярке Хабарове»; песни «Во Сибирской Украине», «во Даурской стороне», «О, то горные работы» и другие выдающиеся образцы русского народного творчества появились в Забайкалье с приходом в край первых русских землепроходцев во второй половине ХVII века. До наших дней дошла лишь часть письменных источников подобного рода, являющихся своеобразной летописью борьбы за существование на суровой сибирской земле.
Позже появились документальные свидетельства о жизни и быте в Забайкалье: литературные и дневниковые записи, записки дипломатов, учёных, путешественников конца ХVII века – Николая Спафария, Адама Бранта и Избранта Идеса, а также первого ссыльного в Сибирь опального протопопа Аввакума Петрова, автора «Житие».
Эти произведения хотя и не были написаны непосредственно в Забайкалье, но в значительной степени они созданы на сибирском, забайкальском материале по личным впечатлениям их авторов.
«Житие» протопопа Аввакума справедливо рассматривается современными сибирскими историками литературы, как своего рода предтеча литературного движения в Восточной Сибири, а сам автор – как первооткрыватель сибирской забайкальской темы в русской литературе. Многим из вас наверняка знакомо имя этого идеолога и одного из вождей церковного раскола, писателя, «первого политического ссыльного» в Забайкалье, который выступил против церковной реформы патриарха Никона, изменившей православную обрядность, за что был сослан с семьёй в Тобольск, затем в Даурию. В 10-летней сибирской ссылке семья Аввакума испытала голод, болезни, нужду и нравственные муки. Здесь 15 лет он провёл в земляной тюрьме, написал «Житие…» и около 70 произведений. В «Житии» впервые представлено литературное описание сибирской природы, могучей стихии Байкала, воспроизведены тяготы похода в Даурию и панорама жизни первых русских людей в Сибири. Некоторые описания природы Сибири и Забайкалья у Аввакума явились не только самыми ранними, полными и точными, предвосхищающими позднейшие научные описания рек и озёр, фауны и флоры, но и непревзойдёнными по художественной выразительности, сочетающей предельный лаконизм с лиризмом. «Житие…» впоследствии переведено на европейские и восточные языки и стало одним из шедевров русской и мировой литературы, первоисточником сведений о старом Забайкалье.
Далее «литературную биографию» Забайкалья продолжают литераторы – декабристы, сосланные на Нерчинскую каторгу. «Около ста декабристов были привезены жандармами в Иркутск, Читу, Петровский Завод. Ни изнуряющая работа в рудниках, ни пребывание в душных, лишённых света казематах, ни оторванность от культурных центров, ни потрясения, тяготы и лишения на поселении – ничто не помешало им жить напряжённой творческой жизнью». Это уже большой пласт в Литературе Забайкалья 19 века и имена эти у нас на слуху: Александр Одоевский, одарённый и мужественный декабрист, который написал знаменитый ответ на послание А. Пушкина «Во глубине сибирских руд…». стихотворением «Струн вещих пламенные звуки», откуда взято знаменитое выражение «…Из искры возгорится пламя…». Вильгельм Кюхельбекер, яркая, даровитая личность… «Любимец первый мой» - так назовёт А. Пушкин своего друга в одном из посланий. В одном из первых стихотворений этого периода он скажет о той относительной свободе, которую обрёл на просторах Забайкалья. А его младший брат Михаил напишет краткий очерк о забайкальском крае. Николай Александрович Бестужев в Чите и в петровском каземате пишет стихи, рассказы, повести, очерки, с увлечением ведёт путевые записи, переводит, собирает фольклор. Ещё имена: Василий Давыдов, Павел Сергеевич Бобрищев-Пушкин, Пётр Муханов, Александр Барятинский, Иван Пущин и многие другие декабристы интенсивно создавали в условиях сибирской ссылки замечательные произведения, которые достойно представляют русскую литературу первой трети 19-го века. Декабристы заложили основы культуры и образования нашего края.
В поэтической антологии Забайкалья, в прошлом – Даурии, совершенно особое место занимают так называемые поэты-кадеты. Выпускники знаменитого в ту пору Петербургского Горного кадетского корпуса по возвращении в родные края занимались не только инженерным делом, но и поднимали культуру в глубокой российской провинции. Среди них выделялись поэт Фёдор Иванович Бальдауф и его друг – горный инженер и поэт Алексей Николаевич Таскин. Их многое сближало: оба – уроженцы Забайкалья, оба в 20-е годы учились в Петербурге, более 10 лет служили вместе в Нерчинском Заводе – одном из старейших поселений Забайкалья.
Наиболее ярким художественным произведением Бальдауфа была романтическая поэма «Авван и Гайро». Её сравнивали с ранними поэмами А. Пушкина, особенно с «Цыганами». В основу поэмы были положены реальные события о любви молодых людей – русского юноши и тунгусской девушки, преградой на любовном пути которых стало различие религий. Многим творческим планам Бальдауфа не суждено было сбыться: он ушёл из жизни ещё в молодом возрасте.
Одним из самых значительных произведений Таскина стала поэма «Нерчинские беглецы» о двух беглых каторжниках, которые живут надеждой на свободу.
Тема тяжёлой участи каторжан, стремления к свободе преобладала, пожалуй, в творчестве многих авторов в литературе края на протяжении всего 19-го и начала 20-го веков. Ведь общеизвестно, Забайкалье было краем каторги и ссылки. Сколько боли, горя, искалеченных человеческих судеб повидали стены тюрем, крепостей, рудников нашего края. Очерки, рассказы, стихи, песни о судьбах каторжников писали и сами каторжники и те, кто там работал. Например, Филипп Матвеевич Мокеев прибыл в Забайкалье в годы разгула «разгильдеевщины», беспощадной к людским судьбам. Всю свою недолгую и в основном каторжную жизнь поэт описал в стихах, которые были близки по духу каторжанам и которые как песни распевали добрых полвека на Каре. Наибольший успех выпал на песню «Историческая быль 1850 года», где правдиво рассказывалось о Карийских золоторудных промыслах.
Все «прелести» забайкальской каторги изведал и поэт - шестидесятник Михаил Ларионович Михайлов. Его жизнь поэт Николай Алексеевич Некрасов назвал «Мужеством юности». Среди поэтов «некрасовской школы» он был признан одним из лучших. Ещё до каторги Михайлов публиковался в некрасовском журнале «Современник», там же печатался и Николай Гаврилович Чернышевский, с которым Михайлов познакомился в своё время, и судьба свела их вместе в 1865 году в далёком каторжном Забайкалье, в кадаинском тюремном лазарете, где Чернышевский лечился от страшного недуга – туберкулеза, а Михайлов от изнуряющей болезни почек. Осужденный на 7 лет каторги Чернышевский написал в Забайкалье роман «Пролог», посвящённый проблеме революционного обновления общества. С горестью он воспринял смерть Михайлова, как и многие другие литераторы. Поэт и тоже каторжанин Сергей Силович Синегуб с болью о нём напишет:
Родиной забытый,
В каторге глухой,
Умер он измучен
Сердцем и душой.
Судьба самого Синегуба оказалась в последующем похожей на судьбу его героя: лучшие годы жизни ему – бывшему петербуржцу, студенту – народовольцу пришлось провести в далёком каторжном краю. Синегуб был даровитым поэтом, писателем-публицистом, умеющим облечь свои мысли в удивительно простой, ясный и точный слог. Его главная книга «Воспоминания чайковца» содержит немало замечательных картин забайкальской природы. Даёт она и точное описание каторжан, их начальников.
Произведения этих и других литераторов с вниманием и сочувствием воспринимались читающей публикой Москвы и Петербурга. А книга «В мире отверженных» каторжанина Петра Филипповича Якубовича, публиковавшегося под псевдонимом Л. Мельшин, явилась настоящим открытием для российской демократической общественности. Ощутимую лепту в художественное познание каторжной жизни внесли и Андрей Михайлович Соболь, Порфирий Фёдорович Масюков, Дмитрий Иванович Мыслин и другие талантливые, но, к сожаленью, не заслуженно забытые, свободомыслящие литераторы. Талантливым прозаиком той поры был врач Карийской каторги Владимир Яковлевич Кокосов. О его творчестве положительно отзывался Лев Николаевич Толстой.
Все вы, наверное, знаете любимую в народе песню «Славное море – священный Байкал». Многие её и считают народной. Но мало кто знает, что автором слов этой песни, сюжет которой основан на подлинных событиях, является замечательный поэт Дмитрий Павлович Давыдов, который значительную часть жизни провёл в Забайкалье.
В литературном процессе второй половины 19 века наблюдается стремление некоторых авторов рассказать об отдалённой окраине страны и открыть неведомый для российских читателей край. Авторы пытаются изменить укоренившееся мнение о Забайкалье исключительно как о крае ужасной каторги и ледяных пустынь. Это характерно для творчества Александра Александровича Черкасова, чьи «Записки охотника Восточной Сибири» приобрели в стране большую популярность и выдержали несколько изданий. Из его «Записок…» мы узнаём – насколько богата и разнообразна была природа Забайкалья, Сибири, Дальнего Востока всего каких-то сто лет назад. В изобилии водилось в тайге, в реках и озёрах множество видов зверей, птиц, рыбы, не говоря уж о разнообразии флоры...
Летом 1890 года произошло важное, историческое для культурной жизни нашего края событие: проездом, во время своего путешествия на Сахалин, в Забайкалье побывал великий русский писатель Антон Павлович Чехов. В письмах к друзьям он делится своими впечатлениями о нашем крае. «Нахожусь под впечатлением Забайкалья, которое я проехал: превосходный край. Вообще говоря, от Байкала начинается сибирская поэзия, до Байкала же была проза»
«В Забайкалье я находил всё, что я хотел: и Кавказ, и долину Псла, и Звенигородский уезд, и Дон. Днём скачешь по Кавказу, ночью – по донской степи, утром очнёшься от дремот, глядь, уже Полтавская губерния…»
«Забайкалье великолепно. Это смесь Швейцарии, Дона и Финляндии» и далее: «Берега Шилки красивые, точно декорации, но, увы! Чувствуется что-то гнетущее от этого сплошного безлюдья. Точно клетка без птицы». Таковы впечатления от нашего края.
На рубеже ХIХ – ХХ веков литературная жизнь Забайкалья текла в едином русле с общей и политической жизнью края. В эти годы появляются талантливые публицисты и литераторы из местной интеллигенции и среди ссыльных.
В этот период начинает свою творческую биографию будущий известный писатель Фёдор Васильевич Гладков, прибывший на Нерчинскую каторгу вслед за сосланными родителями.
В дореволюционные годы сформировалось творчество Степана Самойловича Шилова, революционера, журналиста, писателя; коренного забайкальца, выходца из крестьянской среды, автора ряда книг о Гражданской войне в Забайкалье.
С Восточным Забайкальем связано имя известного советского писателя и общественного деятеля Александра Александровича Фадеева. Здесь он участвовал в гражданской войне.
В начале 20-х годов в Читу, из занятого белогвардейцами Владивостока, приехали Николай Асеев и Сергей Третьяков, которые вместе с Петром Незнамовым, Насимович-Чужаком, Алымовым и др. организовали в нашем городе литературную группу «Творчество». Группа издавала одноимённый журнал, устраивала литературные вечера, выпускала агитплакты и брошюры. Кумиром этих ребят был Маяковский. К литературе тянулась рабочая молодёжь. В Чите, при клубе железнодорожников, была организована литературная секция, объединившая около 30 начинающих авторов. В 20-е годы в газетах активно печатались известные в будущем литераторы: Константин Седых, Иннокентий Луговской, Георгий Безымянный и другие. В 20-е и 30-е годы поэты и писатели воспевали в основном труд рабочего человека.
В годы Великой Отечественной войны газета Забайкальского фронта «На боевом посту» на своих страницах объединила творчество армейских литераторов. В редакции была введена должность «фронтовой писатель». Здесь работали Георгий Марков, Луговской, Седых, Молчанов-Сибирский и другие писатели. Активно работал во фронтовой печати Борис Костюковский. Его повесть «Сибиряки» рассказала о сибирской дивизии, которая защищала Москву.
В октябре 1949 г. произошло важное событие в культурной жизни края. В Чите создана профессиональная писательская организация Читинского отделения Союза писателей России. Учредительной конференцией руководил Александр Трифонович Твардовский. Принятие в Союз писателей – это важное событие в судьбе любого серьёзного литератора. Это признание его таланта, мастерства, ценности и значимости созданного им. Первые члены организации из Забайкалья – Оскар Хавкин, Борис Костюковский, Жамьян Балданжабон.
К этому времени в Чите был издан и получил всесоюзное признание роман К. Седых «Даурия» о забайкальских казаках, за который автор в 1950 г. получил Государственную премию. По роману в своё время был снят художественный фильм, съёмки которого проходили в Забайкалье.
Среди читинских литераторов ярко выделялись имена Оскара Хавкина, Бориса Костюковского, Виктора Лавринайтиса, Олега Смирнова, Юния Гольдмана, Николая Ященко, Ильи Лаврова…
С 1947 г. выходит литературно-художественный альманах «Забайкалье». В этом же году создано Агинское литературное объединение, которым долгое время руководил Жамьян Балданжабон, автор ряда крупных произведений: «Тайны Алханая», «Беркут», «Голубые сопки» и др. Немалый вклад в развитие национальной бурятской литературы внесли поэты Арсалан Жамболон и Цыдып Жамбалов.
С конца 40-х, начала 50-х гг. начинается расцвет забайкальской литературы. Появляется целая плеяда забайкальских писателей с рядом добротных произведений, которыми зачитывалась читающая публика тех и более поздних лет и не только нашего края, но и всей страны. Многие из них помнят, и читают по сей день, особенно читатели старшего поколения. Эти книги обсуждали, передавали друг другу, в библиотеках за ними записывались в большие очереди. Это были самые зачитанные, затрёпанные от многократного пользования книги.
В основном, эти произведения были обращены к героическому прошлому Забайкалья. Так теме Читинского вооружённого восстания (1905 – 1906), героике военного противостояния в крае посвятил свои произведения Ник. Ященко, Георгий Шелест, Василий Балябин, Владислав Ляхницкий и др.
Конечно писали литераторы середины ХХ века не только о прошлом края, но и о современности во всём её многообразии. Например, место действия первых произведений нашего земляка Виля Липатова, произведения замечательного, мудрого, доброго писателя и человека Виктора Лавринайтиса – это Забайкалье 50-х, 60-х.
В 1965 г. произошло очень важное событие в культурной жизни не только нашего края, но и всей Сибири, всей восточной части страны. В этот год в Чите проводился Семинар молодых авторов Сибири и Дальнего Востока, на котором рассматривались рукописи более 80 начинающих прозаиков и поэтов. Были приняты в Союз писателей СССР молодые писатели Сибири и Дальнего Востока, в том числе и наши Цыдып Жамбалов, Евгений Куренной, Ростислав Филиппов, которые впоследствии станут маститыми авторами, гордостью забайкальской культуры. С этого времени возникла традиция ежегодно проводить в Чите литературный праздник «Забайкальская осень».
На этот праздник к нам в Читу приезжали знаменитые писатели со всех концов страны. На несколько сентябрьских дней площади, улицы, библиотеки города превращались в книжную ярмарку. Читинцы с восторгом слушали выступления своих любимых писателей, старались приобрести как можно больше литературных новинок, взять автографы у авторов. В 60-е годы читали очень много, любили поэзию. Выступления поэтов тогда такие собирали аудитории, какие нынче не всегда собирают самые известные звёзды эстрады. И очень показателен тот факт, что все эти события (и Семинар молодых литераторов, и организация праздника «Забайкальская осень») происходили именно у нас, в Чите и продолжается до сих пор, являясь одним из старейших литературных праздников России. Это говорит о том, что забайкальцы всегда ценили книгу, талантливое умное слово. Ведь не зря Марк Сергеев назвал Читу «читательским городом». И наша забайкальская земля взрастила немало талантов.
В 60-е, 70-е годы ХХ века вышли книги фронтовика, прозаика Григория Григорьевича Кобякова «Кони пьют из Керулена», «Белая юрта», о дружбе советского и монгольского народов – глубоко лиричные повести. Большое впечатление произвели на читателей книги о войне Сергея Зарубина «Путь разведчика» и «Трубка снайпера», героями, которых являлись реальные люди, коренные забайкальцы: Сергей Иванович Матыжонок из Карымской и Семён Данилович Номоконов из Шилкинского района. Эти удивительные, мужественные люди геройски проявили себя на войне. Об их фронтовых приключениях, подвигах и написал С. Зарубин. Книги очень интересные и читаются на одном дыхании. Геннадий Семёнович Донец – писатель с нелёгкой судьбой, переживший во время Великой Отечественной ранение и контузию, еще, будучи подростком, едва выжив. Самые крупные из его произведений: «Алданцы» и «За хребтом Сатымара». Второе особенно полюбилось читателям. Книга об эвенках, живущих в гармонии с дикой природой. Этой самой гармонии так не хватает нам сейчас.
Тема природы, проблемы ответственности человека за неё, проблемы нравственности, взаимоотношений между людьми легли в основу произведений авторов, ставших популярными в 70-е, 80-е годы. К ним относится и Николай Дмитриевич Кузаков с его таёжной трилогией: «Любовь шаманки», «Красная Волчица» и «Отзовитесь, лебеди!». Также и роман «Рябиновая ночь», по которому, в своё время в Читинском драматическом театре был поставлен спектакль, который с успехом шёл несколько лет и другие его произведения. Любви к природе, к тайге, красотам нашей земли преисполнены книги Евгения Куренного с его таёжными рассказами. Интересны его повести «Осенняя сухмень», «Поезд на рассвете» с нравственными вопросами о месте человека на земле, отношения его к избранному делу, к своему ближнему и непреходящим нравственным ценностям.
Наверное, самые известные в крае – это книги замечательного, любимого забайкальцами, писателя, детского поэта, нашего классика Георгия Рудольфовича Граубина. Его стихи, всем известны с детства и любимы не только в нашем крае. Это был «…поэт весёлого таланта». Когда-то они часто издавались в Москве, других городах. Они переведены на десятки языков, печатаются в учебниках. Талант Граубина был многообразен. Это был человек пытливого ума. Ему всё было интересно и Георгию Рудольфовичу всегда было о чём рассказать, будь это жизнь леса («Четырёхэтажная тайга») или история Забайкалья, («Серебряный капкан», «Прежде, чем грянет выстрел»), история Читы, тонкости профессий самых разных и судьбы замечательных людей («Звонок в историю», «Белый город»). Граубин любил и знал историю края досконально, высоко ценил рабочее мастерство, да и сам он был мастер на все руки. Граубин был одним из организаторов Семинара молодых литераторов Сибири и Дальнего Востока в Чите и первого праздника «Забайкальская осень» в 1965 г.
Как в 80-е, 90-е годы пришли в забайкальскую литературу новые поэты, прозаики, публицисты.… Многих сможем лишь упомянуть и то далеко не всех ушедших и ныне живущих.
Книги, публикации авторов последних десятилетий прошедшего века и первого десятилетия века наступившего – это многообразие жанров, тем, интересов. Например, Алла Озорнина пишет детские детективы. Николай Ярославцев мастер весёлого жанра: тоже пишет для детей, но не только стихи, пишет также эпиграммы и пародии для взрослых. известен интересными мемуарами, путевыми очерками. Из-под пера Олега Петрова выходят документально - исторические детективы и военно-приключенческие повести. Юрия Курца, Виталия Апрелкова волнует тема истории забайкальского казачества. О родном Забайкалье, истории, традициях, родословной писали и пишут Николай Юрконенко, Елена Чубенко, Мария Тимошенко,
Большей частью о дне сегодняшнем и герои их книг – наши современники пишут .
Славному и противоречивому прошлому края посвящали свои произведения, ушедшие в последнее десятилетие писатели (некоторые были и поэтами, и прозаиками): Валентина Трухина, Юрий Воложанин, Николай Смирнов, Олег Димов, Александр Гордеев, Елена Стефанович, Борис Макаров, Георгий Баль и другие.
Поэтическое творчество забайкальских авторов занимает особое, ведущее место в общем современном литературном процессе края. Многие литераторы работают одновременно в разных жанрах, и одновременно являются и поэтами, и прозаиками, и публицистами. Трудно перечислить всех талантливых забайкальских поэтов, но давайте вспомним несколько имён, без которых трудно представить себе забайкальскую поэзию: Михаил Вишняков, Ростислав Филиппов, Николай Савостин, Вильям Озолин, Борис Макаров, Виктор Кобисский, Вячеслав Вьюнов и многие другие. К сожаленью, многих из них уже нет с нами.
Каждый из поэтов оригинален, своеобразен в своём творчестве. У каждого из них своя стилистика, характер, манера, излюбленная ритмика, тематика, свои болевые точки.