25 июня исполнится 220 лет со дня рождения декабриста Дмитрия Иринарховича Завалишина (1804–1892). В краевой научной библиотеке им. А. С. Пушкина любой желающий может познакомиться с литературой о декабристе. В секторе редких книг представлена выставка литературы «Нестандартный декабрист», в Литературном музее Забайкалья в фонде Д. И. Завалишина хранятся фотографии внука Юрия Ивановича Еропкина, который присутствовал на съемке программы «Зажгутся свечи в Доме декабристов» в 1994 году. Также доступны материалы известной журналистки Иды Петровны Файерштейн, которая была автором и ведущей телепрограммы «Зажгутся свечи в доме декабристов».
Дмитрий Иринархович Завалишин (13 [25] июня 1804, Астрахань – 5 [17] февраля 1892, Москва) – русский морской офицер, публицист и этнограф, декабрист из рода Завалишиных.
Дмитрий Завалишин вступил в революционное движение в конце 1824 года, когда ему исполнилось 20 лет. Пытался создать самостоятельную революционную организацию – Орден восстановления.
Дмитрий Завалишин – один из двух декабристов (он и Лунин), которые после многолетней каторги продолжали доступными им средствами борьбу с царизмом. Завалишин от природы был наделен блестящими способностями. В 17 лет он закончил Морской кадетский корпус и вскоре стал преподавателем высшей математики и астрономии в этом учебном заведении. В 1821 году, желая получить хорошую морскую практику, он принял участие в кругосветном путешествии на парусном фрегате «Крейсер». Вернувшись в Петербург 6 ноября 1824 года, Д. Завалишин с Рылеевым и другими членами Северного тайного общества начал выступать с революционной критикой произвола царских властей и крепостного права. Мятежный дух ясно выразился, в частности, и в стихах Д. И. Завалишина, написанных в 1825 году.
Непосредственно в восстании декабристов он не участвовал. Еще до известия о болезни царя Александра I (с этого времени декабристы начали непосредственно готовиться к выступлению на Сенатской площади в Петербурге) Дмитрий Завалишин выехал по делам тайного общества в Казань и Симбирск. Здесь его арестовали 5 января 1826 года и перевезли в столицу. Вскоре его освободили из-под ареста, но на свободе он пробыл недолго. 2 марта его снова арестовали.
«За пропаганду среди офицеров флота республиканского правления для России и отмены крепостного права», как установило следствие, верховный суд Российской империи приговорил Д. Завалишина «по первому разряду» – к смертной казни, которую заменили на пожизненную, а потом – двадцатилетнюю каторгу. 19 января 1827 года из Алексеевского равелина Петропавловской крепости его отправили в Читинский каземат.
Развитие забайкальской тематики получило в творчестве литераторов-декабристов, прибывших в край за Байкалом после поражения декабрьского восстания 1825 г. Особенно отчетливо она прозвучала в поэзии А. И. Одоевского, В. К. Кюхельбекера, В. Ф. Раевского, Г. С. Батенькова; в мемуарах – Д. И. Завалишина, С. Г. Волконского, Н. В. Басаргина, И. И. Горбачевского, И. И. Пущина, Н. И. Лорера, а также жен декабристов - М. И. Волконской, П. Е. Анненковой.
Молодой декабрист Завалишин много сил отдал изучению событий, связанных с восстанием на Сенатской площади. По свежим следам собирал материалы. Он делал это в промежутке между первым и вторым арестами, продолжал заниматься в сибирских застенках, преследуя две цели – выяснить причины поражения и рассказать потомкам правду о восстании декабристов.
В Читинском (1827–1830) и Петровском казематах Дмитрий Иринархович пробыл до лета 1938 года с сентября 1830 года. В «казематском» университете, который создали осужденные декабристы, он преподавал математику, астрономию, испанский язык и одновременно учился сам, изучая иностранные языки, которых знал немало. Участвовал в разработке «Проекта обл. города Читы Забайкальской области». О том, как сооружался тюремный частокол, вспоминал в своих мемуарах декабрист Завалишин: «Частокол запечатленный на знаменитых акварелях декабриста Николая Бестужева и других декабристских художников сооружался самими декабристами». Тюрьму для их содержания построили заранее, а частокол вокруг обязали возводить узников. Для создания условий существования политических заключенных в каземате были организованы артели. Участники вносили деньги, и артель из общих средств помогали тем, кто нуждался. Завалишин был инициатором создания и активистом таких артелей, в том числе и библиотечной, которая выписывала на общие деньги книги, газеты и распределяла литературу среди обителей каземата.
В 1839 году, когда последних декабристов выпустили из казематов на поселение, Д. И. Завалишин женился на дочери начальника Читинского горного округа А. С. Смольяниновой. Через 6 лет жена умерла, и он продолжал содержать ее семью (мать, сестер), зарабатывал на жизнь тяжелым и упорным трудом.
В Чите Дмитрий Иринархович жил долго. Он добился, чтобы в городе снова открыли «казачью» и «крестьянскую» школы, сам преподавал в них и обеспечивал учебной литературой. Много времени отдавал обучению детей и взрослых ремеслам, садоводству, грамоте, истории, географии, математике. На пятнадцати десятинах земли, предоставленных Д. И.Завалишину как поселенцу, создал образцовое хозяйство. Он всегда поддерживал простых людей, был постоянным ходатаем по их делам перед местной администрацией.
В 1858–1859 годах, пользуясь временным ослаблением цензурного гнета, Д. И. Завалишин напечатал в журналах и газетах множество статей мемуарного, публицистического, педагогического характера. Из-под его руки не вышло ни одной статьи, ни одной заметки, в которой бы он одобрял царское правительство. Д. И. Завалишин, живший на поселении в Чите до середины 1860-х годов, также отправлял в центр свои острые публицистические работы о насущных проблемах региона.
Царь счел вредным пребывание в Сибири «помилованного» государственного преступника и повелел выслать Д. И. Завалишина из Сибири. 17 октября он прибыл в Москву и жил там до конца своей жизни.
В Москве Д. И. Завалишин женился во второй раз на 68-м году жизни. Неутомимой энергии его хватало кроме семьи и на то, чтобы работать в Московском комитете грамотности, в комиссиях по устройству фабричных школ и курсов, преподавать в школах, участвовать в совете попечения о глухонемых, помогать обществу гувернанток в защите их прав, участвовать в Пушкинских празднествах в Москве (Д. И. Завалишин в свое время лично знал поэта).
За несколько лет до смерти он писал: «Никогда еще в жизни не испытывал до сих пор ни разочарования, ни ослабления, и это потому, что не связывал никогда своей деятельности с условием непременного видимого успеха. Я всегда считал, что сама деятельность, самая борьба и есть цель жизни». Он сказал о себе правду.
Декабрист Д. И. Завалишин умер последним из декабристов в 1892 году 5 февраля. Внуки декабриста: Борис Иванович (умер в 1995 г.) и Юрий Иванович (умер в феврале 2006 г.) бывали в Чите – месте каторги и поселения их деда.